Недавно наше малое предприятие при получении разрешения на строительство столкнулось с новым экономическим субстратом — социальным обязательством. По утверждению специалистов экономического управления г. Рязани, оно составляет до 20% сметной стоимости инвестиций. Каким законом определяется, что это за обязательство, и какие бюджеты оно питает?
ЗАО «Лазервариоракурс»,Рязань
К сожалению, из текста вопроса не ясно, в каких именно документах фигурирует понятие «социальное обязательство». Этот термин встречается в нормативных актах, принятых городскими властями Рязани. Например, в Программе реформирования финансов города Рязани (2007—2008 г.), утвержденной Решением Рязанского городского совета от 23.11.2006 № 772-III, указывается, что сумма социальных обязательств, утвержденных в контрактах и соглашениях, составляет более 920 млн руб.
Можно предположить, что, поскольку речь в вопросе идет о получении разрешения на строительство, термин «социальные обязательства» относится в данном случае к градостроительной деятельности.
Так, выполнение застройщиком определенных социальных обязательств может являться одним из условий для заключения договора о развитии застроенной территории.
С 01.01.2007 Градостроительный кодекс РФ (далее — ГрК РФ) действует в новой редакции, утвержденной Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». В числе прочего данным Законом в ГрК РФ было включено понятие договора о развитии застроенной территории.
По этому договору одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет или с привлечением других лиц выполнить обязательства в соответствии с п. 3—6 ч. 3 ст. 46.2 ГрК РФ, а другая сторона (орган местного самоуправления) создать необходимые условия для их выполнения. Заключившая такой договор строительная компания должна подготовить проект планировки застроенной территории, провести строительство, а также создать и передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений.
Кроме этих обязательных условий муниципальный орган вправе включить в текст договора о развитии застроенной территории и другие положения. В частности, обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства (подп. 1 п. 4 ст. 46.2 ГрК РФ).
Данные положения не относятся к существенным условиям договора о развитии застроенной территории. Но они могут быть включены в него по усмотрению муниципалитета. Поэтому выполнение данных условий может играть для местных органов решающую роль при выборе застройщика, с которым будет заключен договор.
Если в вашем случае под социальными обязательствами понимаются подобные условия, то их включение в договор вполне правомерно.
В то же время запрещается вносить в договор условия о передаче в государственную или муниципальную собственность жилых помещений, за исключением указанных в п. 4 ч. 3 ст. 46.2 ГрК РФ (жилье, предназначенное для предоставления гражданам, выселяемым из своих квартир). А также запрещается установление иных условий договора, если такие условия влекут за собой дополнительные расходы лица, заключившего договор с органом местного самоуправления.