Со времен римского права известна максима «Закон суров, но это закон». Проще говоря, закон нужно выполнять всегда, даже если его требования выходят за рамки здравого смысла. Но в жизни встречаются ситуации, когда гражданин и рад бы закон исполнить, но этому мешают объективные обстоятельства.
Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при проведении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ) действует на всей территории страны. Он гласит, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Но торговые организации и предприниматели работают даже в тех уголках России, где «лампочка Ильича» не появилась и в начале XXI века. А большинство кассовых аппаратов работают от электросети. Поэтому и возникают у бизнесменов вопросы о том, как быть, если в местность, где они реализуют свои товары, со времен ленинского плана ГОЭЛРО не провели линию электропередач? Можно ли в таком случае не выдавать кассовые чеки, а вместо них заполнять бланки строгой отчетности?
В принципе такое возможно. Пункт 3 ст. 2 Закона о ККТ позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям, находящимся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, проводить наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Согласно п. 2 ст. 2 Закона о ККТ это допускается при условии выдачи предприятием бланков строгой отчетности (например, см. Письмо Минфина России от 20.04.95 № 16-00-30-33 «Об утверждении форм документов строгой отчетности»).
То есть решение вопроса в данном случае отдано на откуп региональным властям. Вроде бы все логично: должностные лица на местах лучше, чем центральная власть, знают, какие районы области или республики электрифицированы, а какие нет. Но, судя по письмам, поступающим в редакцию, мотивы, которыми руководствуются региональные чиновники при утверждении перечней, установленных Законом о ККТ, не всегда понятны.
Например, региональные власти могут пересмотреть перечень, исключив из него определенную местность, хотя электричества там как не было, так и нет. Как быть в таком случае организациям и предпринимателям?
Сразу предупредим: отсутствие электричества в местности, где происходит реализация ПГМ населению, не освобождает вас от обязанности соблюдать нормы Закона о ККТ. Практика показывает, что налоговики и судьи вряд ли сочтут это достаточным оправданием.
Даже когда имеют место единичные случаи неприменения ККТ в связи с внезапным отключением электричества, арбитражные судьи могут усмотреть состав правонарушения. Например, ФАС Уральского округа освободил от ответственности за нарушение Закона о ККТ организацию, сотрудники которой не выбили несколько кассовых чеков из-за временного отключения электроэнергии. Суд не стал штрафовать организацию, но только потому, что признал такое правонарушение незначительным (Постановление от 08.06.2005 по делу № Ф09-2436/05-С1). Если же организация постоянно реализует продукцию без использования кассового аппарата, на снисхождение со стороны суда рассчитывать не приходится.
Так что если ваша местность не включена органами власти субъекта Федерации в специальный перечень, то кассовый аппарат вам все-таки придется поставить.
Впрочем, п. 3 ст. 2 Закона о ККТ — не единственная норма, позволяющая фирмам и предпринимателям использовать бланки строгой отчетности вместо кассовых чеков. Пункт 2 той же статьи гласит, что фирмы могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ.
Такой порядок содержится в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171). Согласно п. 2 этого Положения формы бланков утверждает Министерство финансов РФ по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Следовательно, если ваша организация, работающая в местности, где отсутствует электричество, входит в какое-либо предпринимательское объединение, она имеет возможность через это объединение обратиться в Минфин с просьбой утвердить бланки строгой отчетности для того вида деятельности, который она осуществляет.
А до тех пор, пока этот вопрос не будет решен Минфином, вам можно порекомендовать использовать кассовый аппарат со встроенным аккумулятором, который может работать без электросети.
Кстати
Положения Закона о ККТ игнорировать не стоит, ведь продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных Законом случаях контрольно-кассовых машин грозит административным штрафом гражданам в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда, должностным лицам — от 30 до 40 МРОТ, а юридическим лицам — от 300 до 400 МРОТ (ст. 14.5 КоАП РФ).