Долгое время одной из основных претензий представителей бизнеса к российскому налоговому законодательству была крайне обременительная для налогоплательщика процедура проведения органами ФНС выездных проверок, которые налоговики иногда затягивали чуть ли не до бесконечности.
Статья 89 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) устанавливала двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки. Проверка начиналась в день вынесения решения о ее назначении и заканчивалась составлением справки о проведенной проверке. Два месяца — срок вроде бы небольшой, но на практике налоговики не ограничивали себя этим периодом.
Дело в том, что в срок выездной проверки включалось только время фактического нахождения инспекторов на территории налогоплательщика. Пользуясь этим, инспекторы приходили на проверяемое предприятие, чтобы вручить решение о назначении проверки, а затем в течение неограниченного времени изучали истребованные у налогоплательщика документы в стенах налоговой инспекции. Такая нехитрая уловка могла сделать контрольное мероприятие практически бесконечным. Законность такой практики подтвердил и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.07.2004 № 14-П.
Но с 1 января
Нынешняя редакция ст. 89 НК РФ устанавливает стандартный срок выездной проверки — 2 месяца. И неважно, где проведут это время налоговые инспекторы — в офисе проверяемой организации или в собственном кабинете. Правда, руководитель налогового органа или его заместитель могут прервать проверку, если проверяющим понадобились документы от контрагентов проверяемого налогоплательщика или иных лиц, получение информации от иностранных государственных органов, проведение экспертиз или перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Других оснований для приостановления проверки Кодекс не предусматривает.
Конечно, два месяца — срок небольшой и проверяющие не всегда могут уложиться в этот период. Поэтому п. 6 ст. 89 НК РФ позволяет налоговикам продлевать его до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки согласно данному пункту устанавливает налоговое ведомство. И вот совсем недавно был обнародован Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; Оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; Требований к составлению акта налоговой проверки».
Этот документ перечеркивает надежды налогоплательщиков на сокращение сроков выездных проверок. Из него следует, что основаниями продления срока проведения проверки до четырех или шести месяцев могут являться:
· проведение проверок крупнейших налогоплательщиков;
· получение в ходе проведения выездной проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки (интересно, будут ли в решениях о продлении сроков проверок указываться эти источники информации?);
· форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т. п.) на территории, где проводится проверка;
· проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений;
· непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, затребованных проверяющими.
Но главный сюрприз ожидает налогоплательщика в конце этого перечня. Оказывается, он не является исчерпывающим и основанием для продления срока проверки могут быть любые иные обстоятельства.
Выходит, что налогоплательщики зря надеялись на то, что бесконечных выездных проверок больше не будет. Руководство ФНС России, формально не нарушив ст. 89 НК РФ, вернуло своим подчиненным возможность не спешить при проведении этих мероприятий.