О налогообложении дополнительной компенсации, выплачиваемой работнику при увольнении
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов в виде дополнительной компенсации работнику в случае прекращения трудового договора и сообщает следующее.
1. В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении по соглашению сторон денежная компенсация выплачивается работнику только за неиспользованные отпуска.
Иных случаев выплаты денежной компенсации работнику при прекращении трудового договора по соглашению сторон нормы Трудового кодекса Российской Федерации и (или) законодательства Российской Федерации не предусматривают.
В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, сумма дополнительной компенсации, выплачиваемая работнику в соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору при прекращении трудового договора по соглашению сторон, в целях налогообложения прибыли не учитывается в составе расходов на оплату труда, как не соответствующая ст. 255 Кодекса.
2. В соответствии пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работника.
Понятие компенсаций, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом Российской Федерации. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора, установлены в гл. 27 Трудового кодекса Российской Федерации. Дополнительные компенсации работникам в случае прекращения трудового договора по соглашению сторон данной главой не предусмотрены. Следовательно, такие выплаты не являются компенсационными в соответствии с законодательством и подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Вместе с тем п. 3 ст. 236 Кодекса предусмотрено, что указанные в п. 1 ст. 236 Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Таким образом, в случае если в соответствии с положениями гл. 25 Кодекса расходы на оплату дополнительных компенсаций работнику в случае прекращения трудового договора по соглашению сторон не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то, соответственно, данные выплаты не подлежат налогообложению единым социальным налогом в соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса.
Заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики С. РАЗГУЛИН