Субъекты РФ и муниципальные образования, особенно крупные городские округа, судя по информации в прессе, едва ли не поголовно вовлечены в гонку за инвестиционными проектами. Создается впечатление, что в погоне за перспективными разработками остаются вне поля зрения действующие предприятия.
Россия проводит масштабные мероприятия по формированию инвестиционной привлекательности существующих и осваиваемых отраслей экономики. Среди первоочередных задач — презентации регионов и отдельных муниципальных образований на международных выставках и экономических форумах. При этом главным образом речь идет об освоении новых инвестиционных площадок, предполагающих высокую бюджетную и социальную эффективность, но с достаточно долгим лагом.
Между тем большое количество действующих российских предприятий имеют нестабильное или стабильно отрицательное финансовое состояние. Зачастую самостоятельное восстановление их главных производственных показателей является для них непосильной задачей. Объясняется это нехваткой оборотных средств на приобретение сырья, материалов, модернизацию производства — в конечном счете для повышения конкурентоспособности. В отношении многих кризисных предприятий возбуждаются дела о банкротстве из-за отсутствия возможности погасить долги.
К сожалению, на основной массе финансово неустойчивых предприятий ведется не финансовое оздоровление и внешнее управление, а процедура конкурсного производства, цель которого — удовлетворение требований кредиторов за счет имущественного состава должника. Вследствие этого происходит продажа имущества по частям разным собственникам, изменение отраслевой направленности предприятия, его фондовое перевооружение, что может повлечь массовые увольнения.
Затронутый вопрос особенно актуален для градообразующих предприятий, которые обеспечивают работой большинство жителей поселения, и там вследствие производственного кризиса растет безработица. Вынужденная миграция граждан, перенаселение одних муниципальных образований за счет оттока из других ведут к падению нравов и другим социальным «язвам».
Очевидно, что источником стабилизации внутренней экономики регионов становятся инвестиции. И одним из действенных механизмов привлечения средств извне может стать формирование на региональном и местном уровнях баз данных инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов с нестабильным финансовым состоянием.
Для формирования такого каталога можно использовать данные территориальных органов Федеральной службы государственной статистики, сведения органов экономики муниципальных образований и т.д.
Думаю, что собственники предприятий не откажутся от такой формы государственно-частного партнерства и не станут чинить препоны для составления базы данных, поскольку цель ее создания — содействие в оказании им финансовой помощи. Эта информация должна содержать сведения об отраслевой направленности предприятия, показатели его производственных мощностей, оценочную сумму необходимых инвестиций, срок окупаемости инвестиций и погашения (при наличии) задолженности перед бюджетом и иными кредиторами.
Одновременно с этим необходимо создание базы данных потенциальных инвесторов. Ее формирование может осуществляться через специализированные печатные издания, информационные сайты и так далее с последующей подачей заявок о желании участвовать в подборе соответствующих субъектов инвестирования.
Такие базы данных могут стать основой для межмуниципальной и межрегиональной экономической интеграции. Ведь в настоящее время далеко не каждый глава администрации городского или сельского поселения может твердо заявить как о достаточной обеспеченности бюджета муниципального образования, так и о достойном уровне жизни его населения.
При этом нельзя связывать низкий уровень доходов территорий только с низким уровнем обеспеченности их собственными доходами, предусмотренными бюджетным законодательством. Необходимо понимать, что даже при таких условиях существуют дополнительные резервы по увеличению доходов бюджетов.
Основные цели формирования баз данных:
· сохранение целостности производственных комплексов, необходимых для формирования предложений внутреннего потребительского рынка;
· контроль рентабельности и бюджетной эффективности предприятий, подлежащих досудебной санации;
· экономическая интеграция, предполагающая соединение кризисных хозяйствующих субъектов с преуспевающими, а также возможную концентрацию капиталов и производственных ресурсов (производственной базы, земельных участков) в соответствии с региональной политикой развития отраслей экономики.