Чиновники органов местного самоуправления с 01.07.2007 будут проходить службу по новому Закону «О муниципальной службе в РФ». Этот документ уже одобрили Государственная Дума и Совет Федерации. Теперь дело за Президентом РФ. В том, что этот Закон Владимир Путин подпишет, сомневаться не приходится, ведь разрабатывался он в Президентской администрации.
Работа над этим документом шла при активном участии Всероссийского совета по местному самоуправлению (далее – ВСМС). В нем нашли отражение многие нормы, поддержанные этим общественным объединением. Депутаты внесли в текст проекта Закона 71 поправку, предложенную ВСМС.
Позицию ВСМС по поводу положений нового Закона прокомментировал для «ЭЖ» председатель ВСМС, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Гальченко.
1 Положительным моментом является то, что новый Закон имеет прямое действие. Этим он отличается от действующего сейчас Закона от 08.01.98 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (далее – Закон
№ 8-ФЗ), который, как видно из его названия, вводит лишь общие положения о прохождении службы местными чиновниками. Детальное регулирование их труда в настоящее время отдано на откуп субъектам РФ. В то же время представители муниципальных органов стремятся уменьшить свою зависимость от региональных властей.
2 Закон «О муниципальной службе в РФ» позволяет четко разграничить полномочия субъектов РФ и органов самоуправления по правовому регулированию муниципальной службы. Если, к примеру, действующий Закон № 8-ФЗ не позволяет определить, кто может установить срок дополнительного отпуска – местные или региональные органы власти, то Закон «О муниципальной службе в РФ» ограничивает полномочия властей субъектов Федерации только теми вопросами, которые прямо в нем прописаны.
3 Закон «О муниципальной службе в РФ» – это шаг на пути к решению проблемы кадрового голода, озвученной Президентом.
Так, согласно ст. 33 данного Закона в муниципальных образованиях в соответствии с местными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Правда, по мнению В. Гальченко, более предпочтительной была бы формулировка не «может», а «должен создаваться». Не прошла и предложенная ВСМС поправка, снижающая предельный возраст, установленный для замещения должности муниципальной службы, с 65 до 60 лет (ВСМС предлагал ввести правило, по которому после 60 лет со служащим может быть заключен только срочный договор не более чем на 5 лет).
Зато было учтено предложение ВСМС о том, чтобы в стаж муниципальной службы включалась работа на должностях, не упомянутых в Законе.
Как считает В. Гальченко, с принятием Закона «О муниципальной службе в РФ» формирование нормативной базы службы в местных органах не закончится. ВСМС будет продолжать борьбу за решение кадровой проблемы местного самоуправления, в частности путем государственного финансирования программ обучения и повышения квалификации муниципальных служащих.