Муниципальный выигрыш шестидесятого размера

Анализируем модель межбюджетных отношений в Прикамье
| статьи | печать

60% «сверхприбылей» консолидированного бюджета региона используется в Пермском крае на развитие муниципальных образований. 18% общего краевого профицита они получают через Фонд финансовой поддержки, а 42% — как часть софинансирования при реализации региональных проектов. Оставшаяся часть сверхприбылей направляется на реализацию проектов краевого уровня.

НДФЛ — территориям

Обеспечение устойчивой финансовой основы для муниципалитетов — один из пяти главных приоритетов в краевом бюджете, поскольку полномасштабная реализация муниципальной реформы занимает лидирующее место в ряду стратегических целей администрации субъекта Федерации.

Губернатор Пермского края Олег Чиркунов давно и прочно числится в рядах самых стойких сторонников становления местного самоуправления в стране. Еще год назад он направил в Министерство финансов России предложение провести в регионе эксперимент по взиманию налога на доходы физических лиц, направив его полностью в муниципальные образования, поскольку этот сбор является основой нормального функционирования органов местного самоуправления. Краевая администрация выразила готовность отработать в опытном режиме в течение срока, определенного Законом от 06.11.2003 № 131-ФЗ как переходный период, — до 1 января 2009 г.

Полученный из Минфина отказ не остудил пермского губернатора. От своей затеи он не отказывается и продолжает настаивать, что НДФЛ должен взиматься по месту жительства. Хотя у редакции противоположное мнение по этому вопросу. О. Чиркунов убежден, что это единственный способ привлечь деньги непосредственно на места проживания граждан для создания на этих территориях привлекательных условий для жизни.

Пермская модель

Принимая решение о распределении сверхдоходов краевого бюджета в пользу муниципальных образований, региональная власть исходила из того, что органы местного самоуправления должны быть уверены, что гарантированно получат 60% профицита консолидированного бюджета края. Они должны видеть, что руководство края не боится доверять полномочия и деньги муниципалитетам. Таким же образом просит краевая власть поступать глав муниципальных районов и городских округов по отношению к своим поселениям — сельским и городским.

Затем краевая администрация «перетянула» на свою сторону руководителей отраслей реальной экономики и сделала их партнерами как региональной власти, так и органов местного самоуправления. Новым «союзникам» было сказано: все, что наработаете в пользу улучшения качества жизни на территориях, — все ваше. Естественно, что бизнес ничего на веру не принимает.

Именно поэтому в краевом законе о бюджете на 2007 г. есть отдельное положение об этом. Реальная экономика ничего не теряет, принимая участие в делах муниципальных образований, поскольку бизнес получает возможность участвовать в освоении, в частности, оставшихся 40% профицита регионального бюджета, направляемых на реализацию краевых проектов, а при удачном раскладе отношений с органами местного самоуправления может получить еще кусок от муниципального довеска — «18—42».

Округ только выиграл

Еще одной особенностью краевого бюджета в этом году стал общий бюджет теперь с бывшим самостоятельным субъектом Федерации — Коми-Пермяцким автономным округом. И муниципалитеты прежней автономии не пострадали от этого. Даже, наоборот, по сравнению с2006 г. муниципальные образования бывшего округа получают в этом году финансовых средств на 765,7 млн руб. больше.

А вообще в целях выравнивания уровня финансовой обеспеченности муниципальных образований в составе краевого бюджета созданы фонды, средства которых распределяются между муниципальными образованиями на формализованной основе.

К примеру, так называемый отрицательный трансферт распределяется на подушевой основе между поселениями, не перечисляющими субвенций в краевой бюджет. Для этих целей сформирован Региональный фонд финансовой поддержки поселений в сумме 315,1 млн руб.

Дотации из Регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских районов) будут передаваться в этом году как в виде средств на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (78% всего объема фонда, или 6,1 млрд руб.), так и в качестве трансфертозамещающих дополнительных нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц (22% фонда, или 1,7 млрд руб.). Для сравнения: в 2005 г. муниципальные образования тогда еще области получили из этого фонда 1,7 млрд руб., в 2006 г. — 6,8 млрд руб.

Также в составе краевого бюджета предусмотрен Резерв выравнивания экономического положения территорий в сумме 88,3 млн руб. Средства из него распределены между теми муниципальными районами и городскими округами, расчетные объемы консолидированных бюджетов которых в этом году в сопоставимом по отношению к прошлому году виде не превышают 108,2%.

Фонды всякие нужны

В крае сформирован также Фонд софинансирования социальных расходов в сумме 609 млн руб. За счет средств этого фонда продолжается реализация пяти приоритетных региональных проектов — «Новая школа», «Муниципальные дороги», «Оптимизация системы населения», «Доступное жилье» и «Качественное здравоохранение». Эти средства предоставляются местным бюджетам в виде субсидий для долевого адресного финансирования региональных проектов на подушевой основе.

При этом в целях предоставления органам местного самоуправления возможности участвовать в реализации отдельных проектов в краевом бюджете предусмотрены субсидии на софинансирование региональных проектов в сумме 261 млн руб.

А реализация государственных полномочий субъекта РФ в муниципальных образованиях края, как и прежде, осуществляется путем передачи субвенций из Регионального фонда компенсаций. Объем этого фонда в этом году составит 10 258 млн руб., что на 116,8% выше аналогичных расходов 2006 г.

Если ничего сверхординарного не случится, то бюджетный профицит в Пермском крае ожидается достаточно солидный. В этом не сомневается краевой министр финансов Алексей Новиков. Правда, он не отваживается называть даже прогнозный ориентир сверхдохода. Но в любом случае у органов местного самоуправления Прикамья есть стимул активно работать над привлечением доходов как в собственный бюджет, так и в краевой.

Цитата

ОЛЕГ ЧИРКУНОВ, ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОГО КРАЯ:

— Мы будем убеждать федеральный центр работать с нами, с регионами, так же, как мы с муниципальными образованиями. Попытаемся доказать, что ему не нужно определять, где строить школу или больницу. Пусть определят правила и отдадут деньги. Мы сами решим, что и как будем строить или капитально ремонтировать.

Цитата

БОРИС ГРЫЗЛОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСДУМЫ РФ:

— Система распределения профицитных средств «18—42—40» достойна подробного изучения и использования на федеральном уровне.