Доверие россиян к государству находится на одном из самых низких уровней в мире. Отечественному бизнесу наши граждане доверяют больше в отличие от жителей других стран, которые почти не верят российским корпорациям. Чтобы внушить доверие зарубежным клиентам, российским компаниям, работающим на международных рынках, нужно изменить существующие механизмы и методы его формирования.
Уровень доверия к государственным, коммерческим и общественным организациям сегодня становится одним из важных аспектов жизни любой страны. А в условиях глобализации мировой экономики от него зависят возможности выхода компаний на международные и региональные рынки, причем доверие к конкретному государству может проецироваться на национальные корпорации.
Международное исследование Trust Barometer, подготовленное компанией Edelman в сотрудничестве с Ассоциацией менеджеров России, показало, что уровень доверия к крупным отечественным компаниям в мире значительно ниже, чем к большинству других международных корпораций.
Только 18% респондентов из развитых стран верят российским компаниям (для сравнения: немецким фирмам доверяют 68% участников опроса). Столь низкий показатель предопределил последнее место нашей страны в рейтинге доверия к бизнес-структурам.
Доверие к одной из крупнейших отечественных корпораций — ОАО «Газпром» — довольно высоко в Китае (48%); а в консервативной Великобритании лишь 5% респондентов испытывают к ней теплые чувства.
Зато сами россияне, которые, как известно, всегда отличались короткой памятью, верят бизнесу больше, чем власти. Предпринимателям у нас доверяют 39%, а государственной власти — 32.
Надо сказать, что такова общая тенденция для всех развивающихся государств. Но средний показатель доверия бизнесу здесь равняется 60%.
В развитых же странах ситуация иная: самое большое доверие вызывают негосударственные общественные организации (НГО), в Европейском союзе им верят 50% респондентов, а в Северной Америке даже 57%. Россия и тут идет своим сермяжным путем: у нас самый низкий уровень доверия к НГО в мире (27%).
Результаты исследования показали, что российские компании используют так называемый вертикальный механизм формирования доверия — через СМИ, официальные сообщения руководства корпораций. Такой подход недостаточно эффективен, его значение постепенно снижается не только в нашей стране, но и во всем мире.
В России недооценивается влияние международных негосударственных общественных организаций, авторитет которых признается во все мире. Между тем НГО, работающие в развитых странах и пользующиеся доверием граждан и государства, могут внести серьезный вклад в укрепление репутации компаний, работающих на региональных рынках.
Такие же проблемы возникают при взаимодействии отечественных корпораций с экспертным сообществом. Наш бизнес пока не уделяет должного внимания работе с ним, не предоставляет полной и достоверной информации о своей деятельности. Работа с лидерами общественного мнения до сих пор не приобрела системного характера, что соответственно сказывается на уровне доверия к нашим бизнес-структурам.
Один из главных выводов исследования, касающийся ситуации в России, заключается в том, что в стране существует своеобразная «петля нигилизма», порочный круг недоверия, характерный для общественных отношений в целом.
Средний показатель доверия российских респондентов к национальным государственным, общественным, коммерческим организациям, СМИ и религиозным учреждениям составляет 32% (для сравнения: в ЕС — 41%, Северной Америке — 48, Латинской Америке — 57%). Отсутствие доверия, в свою очередь, становится причиной формальной, «неискренней» обратной связи. А это провоцирует новый виток недоверия к действиям всех общественных институтов.
Еще один интересный вывод: в современных условиях на уровень доверия к коммерческим, общественным и государственным организациям сильно влияет развитие «горизонтальных коммуникаций». Речь идет о получении информации от источника, который воспринимается как «равный», что подразумевает общность интересов.
Такой информации больше всего доверяют в Латинской и Северной Америке (например, в Бразилии — 88% респондентов, Мексике — 78, Канаде — 54, США — 51%). Однако и тут Россия находится в низу списка — на предпоследнем месте с 31% голосов опрошенных. По всей вероятности, наши соотечественники не верят даже своим коллегам по работе и соседям по лестничной площадке.