В текущем году в структуре активов банковской системы продолжается перераспределение средств в пользу кредитования населения. Агрессивная политика на рынке экспресс-кредитования уже привела к тому, что объемы просроченной задолженности стали угрозой для некоторых самых активных пионеров потребительской розницы. Хотя о глобальном кризисе на рынке кредитования населения говорить преждевременно в силу того, что данный сектор рынка в России еще пока окончательно не сформировался.
Невыносимая тяжесть бытия
Не так давно Центробанк обнародовал данные об объемах просроченной задолженности физических лиц 30 крупнейшим российским банкам. Если на 1 января
В процентном соотношении с общим объемом кредитования физлиц просрочка за
· Центробанк оперирует официальной статистикой, которую ему представляют банки, и по понятным причинам «официоз» содержит минимум негатива.
· Статистикой охвачено только 30 кредитных учреждений, и хотя на их долю приходится основная масса потребкредитования, наличие отчетности других банков серьезно подпортило бы эту статистику, к тому же среди «мелочовки» есть банки, занимающиеся исключительно потребительским кредитованием.
· В «список ЦБ» не попал легендарный «Хоум Кредит энд Финанс Банк», один из признанных лидеров на рынке беззалогового кредитования, перед которым проблема невозврата стоит сегодня как нельзя остро.
Эксперты банковского рынка считают, что средний реальный объем просрочки достигает 5—7%. Однако в данном случае «средняя температура по больнице», конечно, должна волновать регулятора и все банковское сообщество, но гораздо важнее знать, какова доля «невозвращенки» в конкретных кредитных учреждениях. Так, по мнению независимых аналитиков, доля просроченных кредитов физических лиц в крупнейших коммерческих банках пока невелика — от 2 до 3%, зато по отдельным небольшим банкам она достигает 30%. Это уже критический уровень, и его увеличение может привести к возникновению серьезных проблем у некоторых банков.
Он пока маленький
Однако говорить о предпосылках глобального системного кризиса на рынке кредитования в 2007 году, думается, преждевременно. Специфика российского рынка потребительского кредитования заключается в том, что он «заполучил» букет всевозможных болезней, находясь на самом старте. Темпы роста высокие, но отношение ссуд частным лицам к ВВП у нас пока невелико. Так, по оценкам аналитиков Standard&Poor’s, этот показатель в России не превышает 8%, тогда как в развивающихся странах он достигает 15%, а в развитых может доходить и до 50%. То есть о перегреве российского рынка говорить пока рановато. Соответственно и объемы просроченной задолженности к ВВП у нас невелики. Зато сопутствующих проблем роста у потребительского кредитования в России хоть отбавляй.
Убытки за счет клиентов
Справедливости ради стоит отметить, что данными болезнями, как правило, страдает сектор беззалогового или экспресс-кредитования, который в общем объеме выданных кредитов выглядит также более чем скромно. Именно в этой сфере, как ни в какой другой, успешно действует принцип финансовой пирамиды, когда невозврат по текущим кредитам покрывается за счет привлечения новых клиентов, на которых банки и перекладывают значительную часть своих рисков. В настоящее время некоторым банкам пока удается поддерживать очень высокие ставки по своим кредитным продуктам, что является единственным серьезным мотивом для работы с «мелочовкой», и сквозь пальцы смотреть на растущую как снежный ком просроченную задолженность. Однако уже в ближайшем будущем ситуация может измениться.
Стремясь привлечь новых клиентов, банки вынуждены будут понижать планку требований к заемщику, что приведет к дальнейшему ухудшению качества кредитного портфеля. Кроме того, снижение процентных ставок по кредитам неизбежно из-за высокой конкуренции в данном сегменте. Как ожидается, вступление в силу с 1 июля
Проблемы роста потребительского кредитования в РФ
· Кредитной заявке уделяется очень мало внимания, более того, требования к потенциальному заемщику постоянно снижаются.
· Мотивация заемщика пока не проверена временем, крайне сложно определить присутствие в его поведении злого умысла. Кроме того, кредитная культура населения в целом еще невысока.
· Банки, за исключением самых крупных, имеют слабую систему риск-менеджмента.
· Положительный эффект от деятельности созданных кредитных бюро может быть достигнут лишь в среднесрочной перспективе.