Кабинет министров принял за основу предварительные проектировки сценарных условий и основных макроэкономических параметров на 2008—2010 годы, подготовленные МЭРТ. Впервые за последние 4 года российской экономике предстоит развиваться в условиях ухудшения конъюнктуры мировых рынков углеводородов, поэтому прогноз предусматривает снижение темпов роста валового внутреннего продукта (ВВП).
Оба варианта сценарных условий предполагают умеренное сокращение средней цены на нефть Urals — с 55 долл. за баррель в
Первый вариант (инерционный) предполагает развитие экономики в условиях низких темпов роста экспорта углеводородов при продолжающемся ухудшении конкурентоспособности отечественной продукции и ее замещении импортной. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта снижаются с 6,8% в
Второй вариант (умеренно оптимистичный) ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российского бизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер по ускорению экономического роста. Темпы роста ВВП после уменьшения в ближайшие два года в
Следует заметить, что именно второй вариант прогноза рассматривается как основной для составления бюджета на 2008—2010 гг.
В отличие от экономики в целом цены на энергоносители будут увеличиваться высокими темпами. С 1 января следующего года средние оптовые цены на газ повышаются на 25%, а с 1 января и с 1 июля
В
В результате в
По официальной же версии, такой галопирующий рост цен создаст стимулы для увеличения добычи газа и его поставок на внутренний рынок, а также будет стимулировать повышение эффективности газопотребления. Еще одна причина — необходимость замещения газа в топливном балансе другими энергоносителями, в частности углем. Кроме того, опережающий рост цен на газ должен стимулировать увеличение инвестиций в газо- и энергосберегающие технологии.
Правительство также одобрило основные направления налоговой политики, которым Минфин будет уделять наибольшее внимание в среднесрочной перспективе.
Прежде всего речь идет о контроле за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения. Фискальные органы планируют значительно расширить положения Налогового кодекса РФ в части противодействия трансфертному ценообразованию и, возможно, даже предложат ввести новую главу, посвященную регулированию этих проблем.
В новых законопроектах будут уточняться критерии идентичности и сопоставимости товаров, работ и услуг, условия сопоставимости сделок и их положений, порядок расчета интерквартильного интервала рыночных цен, а также различных показателей рентабельности, разные методы определения рыночных цен на основании данных бухгалтерской отчетности.
Еще одна инициатива ФНС — освобождение от налога на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в отечественной или иностранной компании, выплачивающей дивиденды. Критерием стратегического участия станет 50%-ная доля российской организации, при условии что в абсолютном выражении она составляет не менее 500 млн руб.
Снижения ставки НДС, которое неоднократно предлагали представители бизнес-сообщества, основные направления налоговой политики не предполагают. Что, впрочем, и следовало ожидать в условиях сокращения роста доходов бюджета из-за ухудшения конъюнктуры рынка углеводородов.