У чиновников есть свойство — переворачивать все с ног на голову. Например, право налогоплательщика они могут превратить в его обязанность. Для этого можно сочинить документ, который как бы не противоречит Налоговому кодексу, а всего лишь «развивает» его положения.
Мысль тянется к перу, перо к бумаге…
Вот так и родился Приказ ФНС РФ от 11.01.2007 № САЭ-3-25/2@, утвердивший Регламент проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, форм акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и порядка их формирования. По своему объему он потянет на приличную повесть — 75 страниц!
Детализация этого документа поражает. Предусмотрено все, чуть ли не в какой руке держать документы, перенося их из кабинета в кабинет. Например, из п. 6.11 следует, что краткие акты сверки должны передаваться из одного отдела в другой не позднее 10 часов по московскому времени. А как быть налоговикам Дальнего Востока?
А вот краткое содержание Регламента.
Совместная сверка расчетов проводится по предложению налогоплательщика или налогового органа.
Согласно п. 6.1 основанием для начала сверки по предложению налогового органа служит поступление в отдел работы с налогоплательщиками служебной записки структурного подразделения инспекции о необходимости проведения сверки расчетов (о поступлении заявления о снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе при изменении места нахождения, о начале процедуры ликвидации (реорганизации) организации в связи с решением судебного органа и т. д.).
Обратим особое внимание на «т. д.» — именно так указано в Регламенте. Что это значит? А это значит, что поводом для сверки может явиться любая фантазия чиновника. Например, забыл его поздравить налогоплательщик с одним из многочисленных российских праздников, и он пишет служебную записку: «В связи с неблагоприятным расположением звезд на небосводе считаю необходимым сверить расчеты с ООО «Напрасный труд». И пусть кто-нибудь попробует доказать, что указанное основание не подпадает под «т. д.».
А для принудительной сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками вообще никакого повода не надо! Регламент предписывает чиновникам проводить ее в обязательном порядке ежеквартально по установленному графику. И неважно, были незадолго до этого камеральные или выездные проверки или нет.
На чьей стороне право
А теперь заглянем в Налоговый кодекс. Действительно, его нормы предусматривают сверку расчетов по налогам. Однако от кого должна исходить инициатива ее проведения и может ли налоговый орган проводить ее исключительно «по своему хотению»?
Ключевой нормой в данном вопросе является подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ, согласно которой налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов. В то же время ст. 31 НК РФ, перечисляющая права налоговиков, не упоминает их право проводить сверку расчетов исключительно по своей инициативе.
Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей его неперечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства, он вправе подать в инспекцию заявление о допущенной ошибке. При этом по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов.
Обратим внимание на то, что в данном случае инициатива об исправлении ошибки исходит именно от налогоплательщика. Он подает заявление, исходя из своих интересов, и, естественно, сочтет проведение сверки, предложенной инспекцией, за благо.
Статья 78 НК РФ предусматривает право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней, штрафов. Для реализации этого права налогоплательщик должен подать в инспекцию соответствующее заявление. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов, результаты которой оформляются актом.
Конечно, если речь идет о зачете или возврате налоговых платежей, то налогоплательщик будет только рад предложению инспекции провести сверку. Ни о какой «принудиловке» здесь не может быть и речи. Кроме того, инициатива о начале процедуры зачета или возврата обычно исходит именно от налогоплательщика. Сверка в данном случае — лишь возможная часть этой процедуры.
Таким образом, НК РФ «разрешает» чиновникам инициировать сверку расчетов только в двух случаях, которые не имеют ничего общего с основаниями, приведенными в п. 6.1 Регламента, в том числе и загадочным «т.д.». Не предусматривает законодатель и обязательные ежеквартальные сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками.
Мораль сей басни такова…
Фактически налоговое ведомство «изобрело» новый вид контроля. Регламент вроде бы прямо не обязывает налогоплательщиков проводить сверки расчетов по «предложению» инспекции.
В то же время следует учитывать реалии взаимоотношений в налоговой сфере. Отказ от навязываемой процедуры, безусловно, может привести к негативным последствиям для «подопечных». Поэтому можно предположить, многие из них предпочтут не вступать в конфликт с чиновниками, махнув рукой на лишнюю работу. Но в очередной раз задумаются: «А стоит ли соблюдать правила игры, если «государевы люди» сами их нарушают?»
Авторы этого удивительного 75-страничного сочинения могут нам попенять: «На чью мельницу льете воду, товарищи? Мы тут напрягаемся, считаем каждую минуту по московскому времени…». Ну, допустим, отправка бумаг не требует титанических усилий. Да и штатные единицы для этих целей, наверное, уже предусмотрены. Кроме того, такими сверками налоговики облегчают себе жизнь. Гоняй себе тюда-сюда «краткие акты» да «полные акты», сидя в уютном офисе, — глядишь, и не придется тащиться с выездной проверкой в какую-нибудь Тмутаракань. Пусть лучше налогоплательщики к нам едут для «согласования». Заодно и с праздником не забудут поздравить…