Качество результата является одной из важнейших составляющих управления проектами. Оно определяет сроки исполнения и объем затрат. Однако не менее значимым является качество проектирования и системы проектного менеджмента в целом.
Общие методические указания по управлению качеством проектов даны в стандарте ИСО 10006:1996 «Административное управление качеством. Руководящие указания по обеспечению качества при управлении проектом».
В соответствии с ним в проектном менеджменте выделяют два аспекта качества: качество процесса проектирования и качество самого проекта. Игнорирование одного из этих аспектов может самым негативным образом сказаться на качестве проектной продукции.
Помимо этого, важной характеристикой является качество управления проектом как степень соответствия системы менеджмента сложившейся управленческой ситуации. Оно определяется оперативностью, непрерывностью и устойчивостью процессов управления проектом.
Под оперативностью понимают способность проектного менеджмента как системы быстро и своевременно реагировать на внутренние и внешние изменения и принимать адекватные меры по их управлению. Непрерывность отражает способность системы поддерживать бесперебойное возобновление циклов управления. Устойчивость проявляется в способности проектного менеджмента поддерживать в диапазоне установленных ограничений значения управляемых переменных.
Процессный подход
Ведение и обслуживание процесса проектирования нуждаются в системном подходе. Он должен гарантировать, что требования заказчика четко сформулированы и будут выполнены, потребности других заинтересованных лиц учтены, а проектный менеджмент согласован с политикой компании в области качества.
Наиболее эффективным средством системного управления проектированием, позволяющим учесть требования оперативности, непрерывности и устойчивости, служит процессный подход.
На начальном этапе (концептуальный проект) определяются общие характеристики проектной продукции, которые затем постепенно детализируются по ходу выполнения проекта. Также определяется базовая конфигурация и строится сеть процессов проекта.
Проектные работы не имеют однозначного разделения по этапам и могут выполняться параллельно, при этом некоторые работы носят сквозной характер и выполняются сразу в нескольких фазах.
Каждый процесс инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости. Заранее определенных последовательностей нет, однако логика связей сохраняется.
Динамичность организации жизненного цикла по такой схеме позволяет значительно сократить время проектирования и в наибольшей степени удовлетворить потребности заказчика.
Процессному подходу присущи следующие свойства:
· итеративность, позволяющая многократно проходить одни и те же процессы, но на новом уровне разработки;
· последовательность изменений — постепенное совершенствование проектной продукции;
· параллельность разработки — выполнение множества процессов, которые могут быть независимы друг от друга, но направлены на достижение общей цели.
Управление качеством проекта строится на основе управления его процессами. В общем случае организация проектного менеджмента по критериям качества связана со следующими процессами (см. табл.):
· построение иерархии целей как самого проекта, так и проектной продукции;
· взаимосвязь и координация работ с распределением ответственности;
· управление финансовыми, материальными и временными ресурсами;
· управление информационным и коммуникационным обменом между участниками проекта;
· управление кадрами;
· управление рисками.
Структура процессов во многом определяется целями и подцелями проекта, то есть теми промежуточными и конечными результатами, которые должны быть достигнуты в ходе реализации проекта.
Кроме того, каждый процесс характеризуется определенной долей риска. Для эффективного анализа рисков их целесообразно структурировать по родственным причинам возникновения.
Качество управления
Процессный подход основан на том, что управление качеством также является процессом, взаимосвязанным со всеми процессами проекта. Все проектные работы осуществляются посредством выполнения сети процессов.
Сеть процессов, как правило, сложна и непоследовательна, поэтому управление качеством в такой структуре должно основываться на группировке процессов по объектам воздействия.
Таким образом, управление качеством проектных работ достигается через управление процессами проекта по двум направлениям:
· через структуру и работу процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации;
· через структуру продукции или информации внутри процесса.
· Исходя из вышесказанного общие принципы управления качеством проекта заключаются в следующем:
· встраивание процессов управления качеством в процессы проекта;
· управление качеством через управление структурой процесса и структурой его продукта;
· группировка процессов (по срокам, ресурсам, рискам и т. д.);
· координация и совместимость процессов проекта, а также определение их взаимодействия.
Качественное, а значит, эффективное управление проектами невозможно без управления рисками. При этом необходимо учитывать «переходные» риски, способные передаваться от процесса к процессу. Выявление рисков должно строиться на основе сети процессов и анализе слабых мест проекта.
Это позволяет реализовать проблемно-ориентированный и гибкий подход к управлению качеством проекта, начиная с первичной оценки существующих процессов через описание вариантов выполнения, оценки выбранных решений, определения требований к ресурсам проекта в каждый момент его реализации и заканчивая внедрением эффективных методов управления проектом на базе анализа вероятностных рисков.
К сведению
Проект — уникальный процесс, состоящий из координированных и управляемых действий с определением даты их начала и окончания, предпринимаемых для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включая ограничения во времени, стоимости и ресурсах (ИСО 8402).
Проектная продукция — форма, в которой должен быть выражен и выдан заказчику результат проектирования (ИСО 8402).