Одно название – «нормативная база»

с 1987 года не проводился пересмотр производственных норм (ЕНиР)
| статьи | печать

Существующая нормативная база, используемая для определения сметной стоимости объекта, не отражает реальный уровень затрат строительных организаций, расхода труда и машинного времени.

 

Необходимость периодического пересмотра производственных норм обычно увязывают с производственными изменениями технологического управления и организацией производства, обеспечивающих непрерывный рост производительности труда. Под этими изменениями понимают внедрение передовых методов организации труда, применение все более совершенных и эффективных конструкций, строительной техники, повышение квалификации рабочих.

В результате научно-технического прогресса ритмы установленных норм постепенно начинают отставать от жизни, утрачивают свой прогрессивный характер.

Они перестают способствовать наиболее полному выявлению резервов производства, улучшению использования производственных мощностей и в конечном итоге – повышению эффективности производства.

В рыночных условиях значение пересмотра норм чрезмерно возрастает, так как предприятия вынуждены постепенно уделять больше внимания совершенствованию технологии, применению более эффективных материалов, изделий и конструкций, строительных машин. Не последнюю роль при этом играют стремление улучшить организацию труда и управление производственными процессами.

Уже более двадцати лет в России, то есть начиная с перестройки, вся хорошо налаженная в государственном масштабе работа по нормированию была полностью прекращена.

Не производится она и сегодня. Тем не менее потребность возрождения этого важнейшего инструмента управления производством не вызывает сомнений.

 

Неоднократное ужесточение

Наиболее трагическое положение в области нормирования труда наблюдается в строительном комплексе, где в основе ценообразования лежит не себестоимость подрядных работ, а государственные элементные сметные нормы на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2007). Для определения затрат труда рабочих при их создании были использованы общеотраслевые, ведомственные и местные нормы выпуска 1987 года. Более современных нормативных документов нет, так как  в период перестройки были ликвидированы нормативно-исследовательские станции (НИС). Говорить о соответствии этих сборников норм требованиям современности не приходится.

Единые нормы времени (выработки) и расценки (ЕНиР), впервые разработанные в 1956 году, периодически переиздавались в сторону ужесточения. Даже при их введении в действие нормы выработки в них были повышены против данных наблюдений в среднем на 17, а на монтажные работы – на 9,5%. В 1958–1959 гг. в связи с предстоящим переводом занятых в строительстве рабочих на сокращенный рабочий день нормы дневной выработки повысились в среднем на 14%.

Неоднократное ужесточение нормативной базы происходило и позднее.

В результате возникает недоверие к действующим сметным ценам на специализированную продукцию, в основе которых использованы такие нормы. Все это вызывает определенную озабоченность.

 

Возможные варианты

Отдельные экономисты, отмечая необходимость воссоздания нормативной службы, предлагают нацелить действие государства на принуждение работодателей к разработке норм. Они указывают, что отсутствие в главе «Нормирование труда» Трудового кодекса РФ требования обязательности нормирования закрепляет практику оплаты труда без использования норм. Однако такое предложение мало приемлемо, поскольку оно противоречит основополагающим канонам свободного рынка.

Возможный путь решения этой животрепещущей проблемы видится в организации на государственном уровне целого комплекса предприятий, которые бы использовали имеющийся в нашей стране огромный практический опыт по установлению технически обоснованных норм.

Организация разработки и контроль над уровнем нормирования труда на предприятиях должны быть возложены на соответствующие министерства и ведомства, где необходимо восстановить центральные бюро нормативов по труду.

В частности, в строительстве такая централизованная служба может быть создана при Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой РФ).

В функции этой организации необходимо вменить определение и оценку состояния нормирования труда в строительстве и путей его развития. Эта организация должна обобщать сведения по вопросам изменения норм и уровня их выполнения в зависимости от конкретных производственных условий и др.

Но основное внимание в начальном периоде создания самостоятельных нормативно-исследовательских бюро, которые должны работать по заказу сверху, следует обратить на процесс проверки и пересмотра существующей нормативной базы. Нужно провести активную организационно-подготовительную работу, составить перечень пересматриваемых норм, а также норм на новые технические процессы, импортные строительные машины, использовать евростандарт.

 

Затраты на нормирование

Не менее важны подготовка специалистов и уточнение форм для учета результатов наблюдения при осуществлении фотоучета, хронометража и фотографии рабочего дня.

Оплата расходов по нормативным исследованиям в настоящее время включена согласно Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004) в состав статьи «Расходы на обслуживание работников строительства» в разрезе 0,01% от накладных расходов.

 Этот процент явно недостаточный, чтобы обеспечить финансирование предстоящей огромной нормативной работы. Кроме того, при разработке в строительстве норматива накладных расходов не могли предусмотреть необходимость усовершенствования нормативной базы по оплате труда рабочих.

Возможны два варианта возмещения затрат по нормативным работам.

Первый вариант может повторить порядок включения в прочие работы и затраты сводного сметного расчета стоимости строительства, средств на разработки новой сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве, принимаемой согласно Письму Госстроя России от 15.04.98 № БЕ-19-10/12 в исполнении Постановления Госстроя России от 11.02.98 № 18-15.

Второй вариант может предусматривать включение оплаты этих расходов в состав затрат, связанных с отчислениями в фонд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), который в строительстве принимается в разрезе 1,5% себестоимости продукции.

Однако это связано с изменением содержания ст. 262 Налогового кодекса РФ, где определен порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.

Следует отметить, что точность установления технически обоснованных норм в большой степени зависит от квалификации нормировщика и отношения к процессу наблюдения рабочих, которые не очень заинтересованы в «жестких нормах». В связи с этим при установлении и пересмотре норм необходимо стремиться к тому, чтобы те, кто их устанавливает, знали о строительном процессе ненамного меньше, чем те, кто эту работу выполняет. При разработке технически обоснованных производств не следует забывать о «подушке безопасности», то есть о достаточном резерве на непредвиденные обстоятельства.

 

 

 

Предпосылки необходимости пересмотра производственных норм для предприятий различных отраслей

 

·        наблюдаемая переоценка в выросших эшелонах власти значимости технологически обоснованных норм времени и выработки, а также рабочих для обеспечения управляемости предприятием;

·        наличие огромного числа средних и малых предприятий, чье финансовое состояние не позволяет заниматься таким трудоемким и дорогостоящим процессом, как нормирование труда;

·        отсутствие специализированных организаций, способных оказывать предприятиям такого рода услуги;

·        недостаток производственных специалистов – нормировщиков, знакомых с методами технического нормирования труда;

·        нечеткие законодательные установки в бухгалтерском и налоговом учете, регламентирующие возмещение предприятием денежных расходов на организацию нормативно-исследовательской работы.