Нас покупают. Мы покупаемся?

Рынок рекламы
| статьи | печать

Пока нефтяники переживают по поводу изношенности основных фондов, а представители сельского хозяйства беспокоятся об условиях вступления страны в ВТО, деятели рекламы твердо уверены, что их отрасль будет по-прежнему развиваться со значительным опережением остальных сфер экономики.

Поправки к Закону о рекламе, вступившие в силу с 01.07.2006, по словам заместителя председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимира Мединского, не оказали в истекшем году негативного воздействия на рынок. Невзирая на то что практически полностью была запрещена реклама алкоголя, табака, игорного бизнеса, серьезно ограничена реклама лекарств и биодобавок, запрещена так называемая зонтичная реклама, что вынудило многих крупных рекламодателей уйти с рынка телевизионной и наружной рекламы, общий рынок рекламы в России за 2006 г. вырос почти на 30%.

Напомним, до середины прошлого года действовал Закон о рекламе, принятый еще в 1995 г., когда о возможности существования многих рекламных площадок законодатели даже не догадывались. Новый Закон, по словам В. Мединского «принятый по настойчивым требованиям граждан», выделил такой способ рекламы, как распространение по сетям электросвязи, которому посвящено два пункта ст. 18. Законом закрепляется не только принцип «opt-in», но и презумпция отсутствия согласия адресата на получение рекламных сообщений, что означает, что в случае возникновения спора на рекламораспространителя возлагается обязанность доказать факт получения согласия адресата на получение рекламы. Кроме того, запрещаются автоматические рассылки, под которыми в Законе понимается распространение рекламы с применением средств выбора без участия человека. Помимо этого, в новой редакции Закона было сокращено время телерекламы до 12 минут в час.

Однако чаяния граждан относительно снижения потока рекламы не оправдались. Российский рынок рекламы рос со значительным опережением рынка производства товаров и услуг, не говоря уж о промышленности, и к концу года составил 6,5 млрд долл. (хотя реальные цифры могут находиться в промежутке от 5 до 7,5 млрд долл.), из которых половина пришлась на телерекламу. Радиореклама и наружная реклама выросли на 25%, ее стало больше в СМИ и больше в регионах.

Эксперты ожидают роста рынка рекламы и в наступившем году. Так, глава Группы маркетинговых коммуника-ций АДВ Дмитрий Коробков заявил журналистам, что управляемый им рекламный консорциум планирует в 2007 г. преодолеть рубеж в 1 млрд долл. клиентских бюджетов (по сравнению с 850 млн долл. в 2006 г.). По словам В. Мединского, рынку рекламы в 2007 г. обеспечен рост порядка 15—25%. Это связано и с общим ростом экономики, и с возможным приходом на рынок новых крупных западных клиентов, и с увеличением рекламных бюджетов в сфере развлечений, а также с увеличением рынка политической рекламы.

Ожидаемое в конце 2007 г. вступление России в ВТО не беспокоит рекламщиков. Уже сейчас многие рекламные ролики, сделанные в РФ для международных корпораций, используются не только у нас, но и в Англии, Японии и т. д. Более того, рекламщики помогут улучшить образ России в сознании рядового западного обывателя, если сделанная отечественными «криэйторами» продукция вольется в общемировой океан рекламы.

По прогнозам многих участников рынка, стоимость минуты ТВ-рекламы увеличится, что, в свою очередь, приведет к тому, что на телевидении останутся только крупные рекламодатели, а мелкие будут вынуждены искать другие площадки. Рынок социальной рекламы также ожидает позитивное развитие, хотя до сих пор он не соответствует мировым стандартам в этой области.

Текущее время характеризуется быстрым технологическим развитием мировой экономики, что приводит к ежегодному возникновению новых способов коммуникации, которые, в свою очередь, приводят к созданию новых рекламных площадок. Уже сейчас активно развиваются проекты в Интернете. Так, российская компания СУП купила русскоязычную часть сервиса Livejournal.com, популярную коммуникационную сеть интернет-блогов, руководствуясь, вероятно, тем, что главное — купить не рекламную площадку, а определенную аудиторию. «Возможно, через 10 лет никакого телевидения не будет, а будет что-то другое, например мобильный телефон, который заменит все», – заявил Д. Коробков, добавив, что считает самой перспективной частью рекламного бизнеса именно Интернет, чья роль как источника информации со временем будет только повышаться.

 

К сведению

 

В 2006 г. мировой рынок рекламы вырос почти на 5% и его объем достиг 282 млрд долл. Российский же рынок вырос при этом на 29% и составил 6,5 млрд долл.