Общую картину итогов в целом благополучного для России 2006 года несколько портят тревожные предупреждения. Видные зарубежные и отечественные экономисты предрекают РФ в ближайшие годы спад экономического роста, усиление инфляции и увеличение денежной массы.
Жесткую оценку усилий Правительства в области построения новой экономики и инновационной модели роста дал Всемирный банк. В представленном им докладе подчеркивается сохранение уязвимости страны от изменения цен на энергоносители.
Авторы доклада не предлагают нового варианта развития нашей экономики, но подчеркивают необходимость диверсификации и инноваций, реформ, обеспечивающих свободу конкуренции. Опираясь на результаты проведенных исследований, они обращают внимание на крайне низкий уровень частных расходов в России на НИОКР, основное бремя которых (около 50%) несет государство. Доля частных расходов на них в выручке российских предприятий составляет 0,5% (для сравнения: в Бразилии — 1,5%, а в Китае — 1,8).
Оценивая сравнительную эффективность человеческого потенциала, эксперты констатируют, что Россия вступила в XXI век со значительным грузом экономических проблем, серьезно тормозящих ее развитие.
Так, по данным Института проблем глобализации, производительность труда в РФ как на отдельных предприятиях, так и в масштабе всей экономики значительно ниже, чем во всех промышленно развитых странах мира. По отношению к Японии, Германии и Швейцарии она достигает сегодня примерно 40%. В то же время, по оценкам Российской академии наук, еще в
Одна из причин такого катастрофического падения производительности — человеческий фактор. Средний возраст квалифицированных работников в РФ составляет 55 лет (в среднеотраслевом разрезе). Удельный вес этой категории в общем числе занятых невысок (менее 9%), тогда как основная масса — низко- и неквалифицированные работники.
Помимо объективных трудностей на пути развития страны есть и субъективные «демобилизующие» российское общество факторы. Зарубежные наблюдатели обращают внимание на настойчивое генерирование негативных прогнозов некоторыми российскими экономистами. Предрекая российской экономике возможный дефолт, А. Аганбегян, А. Илларионов, Е. Ясин, Е. Гайдар не предлагают конструктивных мер, содействующих ее стабилизации.
Очевидно и другое: принимая важные для будущего страны решения, власть не всегда советуется с авторитетными экспертами. Последствия игнорирования мнения профессионалов известны. В частности, вместо борьбы с вымиранием нации мы наблюдаем сегодня бессмысленную и деструктивную войну чиновников Минздравсоцразвития с Академией медицинских наук.
Благородная цель нацпроекта «Доступное жилье» не согласуется с сегодняшними якобы ограниченными возможностями в строительной сфере. Это утверждение опровергается растущими в городах как грибы суперсовременными небоскребами. Предлагая программу доступного жилья, государство не в состоянии остановить непомерный рост цен на этом рынке, погоду и бизнес на котором делают коммерсанты и чиновники всех уровней — от региональных до федеральных.
Все это свидетельствует о наличии «ножниц» между задуманным и действительным, сохранении на пути радикальных реформ препятствий в виде замкнутых бюрократических кругов, что ведет страну по инерционному сценарию развития.
Оценивая проблемы, эксперты подчеркивают, что на осуществление приоритетных нацпроектов выделяются большие дополнительные средства. К примеру, в
Участковые врачи и медсестры в течение года получают ежемесячные надбавки — по 10 тыс. и 5 тыс. руб. соответственно, а учителя — до 1 тыс. руб. за классное руководство. При этом результаты опросов, проведенных социологами Аналитического центра Ю. Левады по поводу эффективности использования денег, выделенных на ПНП, далеки от оптимизма. «Без большой пользы» — так оценивают эффективность затрат две трети опрошенных.
В то же время интеллектуальная российская элита акцентирует внимание на проблеме невостребованности в стране науки, знаний, инноваций — важных ресурсов, обеспечивающих высокую конкурентность национальной экономики. Анализ международного опыта развития свидетельствует, что в экономически развитых странах процесс формирования человеческого потенциала возведен в высший ранг государственной политики. На этом фоне особенно показательны данные Рособразования о приеме в учебные заведения.
В отечественные ссузы зачислено в
Значительное увеличение числа студентов в России происходит на фоне снижения уровня высшего образования. Прирост идет за счет коммерческих вузов и расширения платных мест в государственных институтах. К «коммерческим» студентам и уровню их знаний в вузах относятся снисходительно, что приводит к общему снижению качества подготовки специалистов. В погоне за зарабатыванием денег на учащихся Минобрнауки России ежегодно прогрессивно сокращает бюджетные места в вузах. В частности, в
Одним из современных ключевых преобразований в экономике становится государственная политика интеллектуализации общественного труда. Ее основное содержание — автоматизация и роботизация производства, перевод сотрудников на более высокий квалификационный уровень, стимулирование привлечения к выполнению посильных физических работ (в том числе в сельском хозяйстве, торговле, сфере бытовых услуг и т. д.) свободной рабочей силы из среды заинтересованных в подработке пенсионеров, домохозяек, учащихся.
Большие надежды на исправление сложившейся ситуации возлагаются на квалифицированные разработки рекомендаций соответствующими институтами РАН, находящейся сегодня на этапе серьезного реформирования. Как известно, эффективное внедрение нововведений в практической деятельности в значительной степени зависит от достижений теоретических знаний.