Ученые Экспертного института РСПП провели исследование проблем среднего и высшего специального образования. «ЭЖ» предлагает краткое изложение аналитического доклада «Реформа высшей школы: предмет, задачи, ориентиры».
Образование, тем более специальное, — дело не только государства, но и делового сообщества, которое должно быть экспертом качества, а также активным участником его развития. Бизнес нуждается в притоке грамотных и компетентных специалистов, без которых невозможно процветающее предприятие. Однако определились следующие проблемы, решение которых невозможно без участия всех заинтересованных слоев общества:
· структура подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях не соответствует потребностям рынка труда;
· качество молодых специалистов остается невысоким;
· происходит кадровое старение ряда отраслей экономики, куда молодежь идет неохотно;
· большинство действующих образовательных стандартов не соответствует требованиям работодателя;
· информационно-технологическая база образования не удовлетворяет современным требованиям и потребностям студентов;
· деловое сообщество и государство слабо координируют свои действия в процессе образования.
Рынок не требует жертв
Плохо, если люди платят деньги за образование, а потом не могут найти работу по специальности; не лучше, когда государство платит дважды — за обучение и за переподготовку специалиста, чтобы его трудоустроить.
Если в
Конечно, рассчитать до тонкости потребности экономики и возможности сферы образования непросто. Однако очевидно, что пришло время выстраивать согласованную систему профориентации на государственном, региональном и отраслевом уровнях.
Государственный заказ должен формироваться по территориально-отраслевому принципу на основе стратегических планов развития регионов. При этом нужно учитывать, что потребность в кадрах на перспективу 5—10 лет могут определить только сверхкрупные и крупные предприятия. Поэтому уже на этом этапе должны быть учтены кадровые интересы среднего и малого бизнеса, а также государственного и муниципального управления, образования, здравоохранении и других бюджетных сфер.
Образовательные стандарты
За прошедшие 1,5—2 десятка лет на рынке труда изменились реальные требования практически по всем специальностям. Но они не отразились в профессиональных стандартах. А следовательно, нет четких требований к процессу обучения. И в результате, как говорится: что заказываем, то и получаем — специалиста с дипломом, но без реальной готовности выполнять конкретную работу.
Чиновники просят представителей бизнеса, отраслевых объединений, предпринимателей самих взяться за подготовку профессиональных стандартов. Это в основе своей правильно, но абстрактно — для реализации идеи нужно как минимум иметь описание стандарта.
Эту работу должно все же инициировать, проводить и контролировать государство — начав с себя: с создания профессиональных стандартов в бюджетной сфере. В нашей стране это более 40% работников.
Электронный учебник
Альтернатива традиционному учебному процессу, учебникам и методичкам сегодня — это электронные информационные ресурсы. Однако качество использования студентами информации из Интернета очень низко. Необходимы кардинальные шаги по созданию системы общедоступных электронных образовательных программ, которые, на наш взгляд, должны включать в себя:
· электронные версии базовых учебников и учебных пособий по основным дисциплинам;
· электронные версии монографий ведущих ученых по актуальным проблемам науки;
· электронные версии академических журналов, выходящих в реальном времени;
· электронные версии диссертаций (по рекомендации диссертационных советов);
· электронные версии конспектов лекций по основным дисциплинам ведущих ученых;
· электронные версии статистических справочников, выходящих в реальном времени;
· электронные учебные медиа- ресурсы;
· электронные версии методических материалов.
Решающее значение имеют доступность, своевременность и гарантированное качество информации.
Бизнес-ментор
Экономике и стране как воздух необходимо участие успешного бизнеса в образовательном процессе. Бизнес — аккумулятор основного интеллектуального капитала современного общества. Реальный бизнес и реальное производство всегда опережают систему образования и профессиональной подготовки.
Практики же, руководители преуспевающих предприятий весьма неохотно сотрудничают с вузами. Исключение составляют пенсионеры. Виной этому и низкая зарплата, и низкий статус преподавания. Этот порочный круг не может быть разорван в сложившейся системе, где вуз работает сам по себе в отрыве от отраслевых НИИ и производственных структур отрасли.
Создание федеральных, отраслевых и территориальных университетских научно-образовательных комплексов может обеспечить функционирование системы непрерывного образования, подготовки кадров разной квалификации исходя из требований рынка, открытость образовательных систем, переход с одного уровня образования на другой.
Наиболее оптимальным для стабильного развития системы высшего образования в России, по всей видимости, будет создание отраслевых и региональных учебно-научных объединений, университетских комплексов, в которые кроме учебных заведений войдут государственные, отраслевые и академические научно-исследовательские центры.
Системный подход обеспечит высокое качество отбора абитуриентов, обучения студентов, целенаправленную подготовку специалистов в соответствии с требованиями рынка труда, промышленности и научных организаций. Образовательные комплексы решат вопросы получения второго высшего образования, повышения квалификации, подготовки научных кадров в аспирантуре и докторантуре.
Чтобы увязать все в единую систему, необходимо сформировать «вертикаль социального заказа»: от государства и бизнеса — к вузам, от вузов — к средней школе, от средней школы — к школе начальной.
Большинство региональных среднесрочных планов социально-экономического развития разрабатываются исходя из анализа местных кластеров и возможности их развития. В этих документах не обойтись без статьи о профессиональной подготовке кадров. И здесь основными исполнителями должны быть региональные университетские комплексы, которые надо создавать по наиболее эффективной сквозной и открытой образовательной системе — от ПТУ и вузов до послевузовского образования.
К сведению
В РФ более 2650 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, 2,1 млн студентов, 123 тыс. штатных преподавателей.
В Российской Федерации 1038 государственных вузов. Количество высших учебных заведений за последние 15 лет увеличилось на 67%, а студентов — в 2,5 раза.