Вступление России в ВТО повлечет за собой изменения во всех сферах деятельности. Не избегут этой участи и сферы образования и образовательных услуг.
Первоочередные задачи
Готова Россия или не готова к вступлению в ВТО в сфере образования — вопрос открытый.
Часть экспертов полагает, что отечественная система образования пока не может эффективно работать в условиях конкуренции. Аргументом этого тезиса служит тот факт, что многие компании уже обучают свой персонал за рубежом.
Другие эксперты считают, что для успешного вхождения в ВТО необходимо срочно ликвидировать информационную и экономическую безграмотность населения. И первые изменения должны произойти в системе высшего экономического образования.
Существует и иная точка зрения, тоже вполне справедливая.
России в первую очередь нужно готовить специалистов, знающих право ВТО и умеющих его использовать как в России, так и за рубежом. Срочно нужны изменения в стандарте подготовки юристов по специальности «Юриспруденция», в частности усиление роли таких компонентов, как «право ВТО», «международно-экономическое право» и «правовое урегулирование внешнеторговой деятельности».
Профессор кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли Ипполит Дюмулен считает, что таких специалистов нужно готовить до 40 тыс. ежегодно, так как сегодня около 300 тыс. российских и совместных предприятий занимаются в той или иной мере внешнеторговой деятельностью и на территории нашей страны. Их интересы за рубежом, увы, не защищают российские юристы: не могут и не готовы. Международная практика показывает, что во внешнеторговой сделке должны быть заняты свыше 40 профи. А у нас недобор на такие специальности до 30%, хотя специалистов готовят в очень многих вузах. Но госстандарт по специальности «Мировая экономика» уже морально устарел и требует существенной корректировки.
К примеру, сертификат экаунт-менеджера предполагает 5 групп экзаменов, которые одинаковы во всем мире. Если его обладатель пришел устраиваться на работу, то его «узнают братья по разуму», понимая, о чем идет речь.
Вот технари и коммуницируют легче, потому что чертежи делают по международной системе СИ (система интернациональная). Три человека с разными языками прекрасно общаются друг с другом, потому что работает система СИ.
Точно так же должны иметь единый язык экономика, управление и прочее. И этому надо обучать, иначе будет еще одна Вавилонская башня.
По мнению заведующего кафедрой «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана, профессора, д.э.н. Сергея Фалько, такую гармонизацию надо строить, перенимая опыт. Даже в закрытом Советском Союзе себестоимость мы считали точно так же, за маленьким исключением, как немцы, у нас даже аббревиатура одинаковая. Не только 17-разрядная сетка оплаты труда (см. «ЭЖ» № 03 за 2007 г.), но и вся бухгалтерия пришла из Европы.
Системность образования
Традиция нашей системы образования — подготовка специалистов широкого профиля.
До сих пор наша страна делала ставку на фундаментальность образования. Но в нынешних условиях это очень дорого, многим негосударственным вузам это просто не по силам без государственной поддержки, да и не нужно.
К тому же системное фундаментальное образование в негосударственном вузе далеко не всякий сможет оплатить, предпочтет скорее государственный вуз.
Во-первых, мы существенно отстали.
Во-вторых, необходимо не просто управлять, а иметь экономическую базу, «план по сбыту специалистов», то есть предполагать, где они будут работать.
Вступление России в ВТО вызовет серьезные изменения в отношении базового образования, но практически не отразится на бизнес-образовании.
По мнению руководителя бизнес-программ Российско-американского института экономики и бизнеса Людмилы Ружанской, в отношении бизнес-образования серьезных изменений ждать не придется. У бизнес-школ нет официальных договоренностей с министерствами, в основном они ориентируются на бизнес-среду, которая в большей степени выравнена с западной. ВТО создает для нас более жесткие условия конкуренции, значит, просто вырастет спрос на качественные программы.
Нормативная база
Для системы образования основным документом в рамках ВТО является Генеральное соглашение о торговле услугами/General Agreement on Trade in Services (ГСТУ/GATS).
Как отечественные, так и зарубежные эксперты полагают, что это сложный и специфический документ, терминология которого отлична от терминологии, используемой в сфере образования. Он не прошел проверку временем, и в интерпретации его правил много неясного. Лишь 44 из 144 стран — участниц ВТО взяли на себя обязательства в сфере образования, для отдельных подсекторов образовательных услуг их еще меньше (см. табл. 1, 2). Только 21 страна приняла на себя обязательства по высшему образованию, в том числе 4 страны (США, Новая Зеландия, Австралия, Япония) представили предложения для обсуждения на переговорах, выражая свои интересы и проблемы. Лишь Конго, Лесото, Ямайка и Сьерра-Леоне дали безусловные обязательства для привлечения иностранных поставщиков образовательных услуг.
Принципы ВТО определяют четыре способа доставки образовательных услуг (п. 2 ст. I ГСТУ):
· поставка через границу (дистанционное образование, обучение по электронной почте, виртуальные университеты);
· потребление за границей (студенты, выезжающие для обучения за рубеж);
· коммерческое присутствие (местный филиал или кампус-сателлит);
· твиннинг-партнерства; франчайзинговые соглашения с местными институтами; присутствие участников процесса (профессора, преподаватели, научные работники, работающие за границей).
По мнению проректора Столичного гуманитарно-технического института профессора Юрия Акимова, интерес к коммерческому присутствию со стороны как импортеров, так и экспортеров образовательных услуг весьма высок, поскольку считается, что это увеличит потенциал для будущего роста и связано с международными инвестициями. Коммерческое присутствие реализуется через зарубежные филиалы, представительства, франчайзинговые структуры учебных заведений-импортеров. Развитие глобальных тенденций на рынке образовательных услуг может привести к созданию, развитию и повышению привлекательности в России низкокачественных корпоративных университетов, которые создаются крупными зарубежными организациями. Например, Университет Макдоналдса присуждает бакалавр «гамбургерологии».
По-видимому, назрела необходимость в разработке современной нормативной базы для организации франчайзинга, филиалов зарубежных вузов в России и зарубежных филиалов российских вузов. Правовые основы должны облегчить распространение качественного российского образования на другие страны и создать препятствия внедрению в России некачественного зарубежного образования.