Успех выбирает счастливых

Цель стратегического управления собственным временем в том, чтобы быть счастливым — и на работе, и вне ее
| статьи | печать

Практически все предприниматели и топ-менеджеры либо недовольны эффективностью управления собственным временем, либо, хоть и довольны, все равно желают значительно повысить эффективность управления этим единственным невосполнимым ресурсом. Для этого необходимо четко определить основную цель управления временем и выбрать соответствующий ключевой показатель эффективности (который, впрочем, известен еще с незапамятных времен). Это счастье.

 

Успех не всегда приносит счастье

 

Пожалуй, самой мощной движущей силой предпринимателя является глубокая убежденность в том, что достижение успеха в обществе автоматически принесет ему счастье. Поэтому основополагающая цель стратегического управления собственным временем обычно состоит в достижении и «удержании» успеха — финансового, материального, профессионального и социального; при этом считается, что счастье придет одновременно с успехом. Однако этот постулат опровергается наглядными и многочисленными примерами.

Так, хорошо известно, что профессия юриста/адвоката — наиболее престижная и высокооплачиваемая в США. Логично было бы предположить, что именно она является наиболее «счастливой» (иными словами, доля счастливых людей в этой профессии должна быть существенно выше «средней» по сравнению с представителями других ремесел). На самом же деле доля алкоголиков и наркоманов, а также страдающих психическими расстройствами среди юристов/адвокатов в США – самая высокая среди всех профессий.

 

Синдром Говарда Хьюза

 

Едва ли не идеальным примером человека необыкновенно успешного и столь же необыкновенно глубоко несчастного является один из выдающихся предпринимателей ХХ столетия — Говард Хьюз.

При этом важно, что его биография лишь частный случай более общего явления, которое смело можно назвать «синдромом Говарда Хьюза». Оно состоит в том, что значительный профессиональный, финансовый и общественный успех часто приносит с собой не большое счастье, а, напротив, большое несчастье.

Предприниматели, поставившие перед собой действительно запредельную цель, многолетним упорным (и, что немаловажно, честным) трудом достигнувшие ее, зачастую сталкиваются не с «дивным, прекрасным и счастливым новым миром» (как это им казалось «до того»), а с «зияющей пустотой», с огромной бездной, которую они вынуждены заполнять чем придется. В лучшем случае, если получится, новыми достижениями. В худшем – «бездна» заполнится участием в бессмысленных «общественных» мероприятиях, в безумных (а то и просто бесчеловечных) развлечениях, в безудержном приобретательстве, потреблении алкоголя, наркотиков и даже членством в экстремистской организации или тоталитарной секте.

К сожалению, у всех этих «нездоровых заполнителей» есть одно неприятное свойство — они подчиняются закону человеческой психологии: повторяющиеся впечатления притупляются.

Иными словами, «бездна» поглощает «заполнитель» настолько быстро, что для этого приходится использовать все более и более сильные стимуляторы. Это, в свою очередь, увеличивает нагрузку на человеческий организм и психику, постепенно разрушая их. Во избежание реализации этого страшного сценария необходимо найти альтернативный «здоровый наполнитель».

«Здоровый наполнитель»

К счастью, такой «материал» существует. Он хорошо известен, универсален, т.е. подходит любому предпринимателю вне зависимости от религиозных убеждений (или отсутствия таковых), и общедоступен. Имя ему – любовь в общечеловеческом, универсальном смысле.

Поэтому для оптимизации управления собственным временем необходимо, чтобы каждое действие, решение, выбор предпринимателя каждую минуту, час, день, неделю, месяц, год было одним или несколькими проявлениями любви.

В идеале, конечно, хотелось бы «любить всех и сразу», но в реальности это, разумеется, невозможно. Поэтому при составлении своего личного календаря на день, неделю, месяц необходимо максимально эффективно расставлять приоритеты. Все-таки, положа руку на сердце, мы призваны не жить для того, чтобы работать, а работать для того, чтобы жить и любить. К сожалению, слишком многие – и предприниматели, и обыватели – «ставят телегу впереди лошади», путая цель со средствами.

 

«Возлюби ближнего своего…»

 

Для предпринимателя, как для общественно активного человека, управление своим временем — это в значительной степени управление взаимоотношениями с людьми. Поэтому исключительно важной становится любовь к своему ближнему, т.е. ко всем заинтересованным лицам или контрагентам (в широком смысле слова), на которых его слова, решения и действия оказывают существенное влияние.

Одним из ключевых проявлений любви к ближнему является ориентация на создание максимального объема «совокупной ценности» (финансовой, функциональной, эмоциональной и духовной) для своих заинтересованных лиц (разумеется, в порядке убывания их значимости для предпринимателя). Объективной основополагающей целью управления любой организацией/структурой (и коммерческой, и государственной, и некоммерческой) является именно максимизация совокупной ценности, создаваемой этой организацией для всех своих заинтересованных лиц — юридических и физических.

Проявление любви к своему ближнему таким путем не только не вредит эффективности подконтрольной предпринимателю организации, но и, наоборот, обеспечивает максимальную гармонию (синергию) между интересами предпринимателя и организации (а гармония, как известно, является одним из необходимых условий счастья).

 

«Принцип Парето» и как с ним бороться

 

Разумеется, нужно помнить о «принципе Парето», который еще справедливо называют «законом неправильного распределения» (времени, усилий, ресурсов и т.д.). В приложении к созданию совокупной ценности и управлению временем этот принцип констатирует тот печальный факт, что люди (и организации), как правило, тратят 20% своего времени на решения и действия, которые создают 80% совокупной ценности… а затем 80% времени на то, чтобы создать лишь 20% совокупной ценности.

Поэтому необходимо как минимум «обратить» этот неприятный закон: иными словами, так управлять своим временем, чтобы тратить 80% своего времени на максимально эффективные (с точки зрения создания совокупной ценности) решения и действия («ключевые генераторы ценности») и не более 20 – на менее эффективные. Кстати, это позволит преодолеть еще одно препятствие на пути к счастью – суету — путем резкого уменьшения количества дел за счет малоэффективных с точки зрения создания совокупной ценности.

 

Понимай и применяй правильно!

 

Для того чтобы создать действительно максимально возможный объем совокупной ценности для заинтересованных лиц, необходимо научиться правильно применять широко известное золотое правило: «Делай для других то, что ты хочешь, чтобы делали для тебя».

Иными словами, создание совокупной ценности для заинтересованных лиц должно опираться на реальные знания о том, что на самом деле ценно для соответствующего контрагента (а не на то, что нам представляется для него ценным). Необходимо также научиться эффективному управлению ожиданиями и управлению восприятиями каждого заинтересованного лица, с тем чтобы:

·       действия и решения предпринимателя постоянно превосходили ожидания контрагента;

·       представление о том, что является ценным для контрагента, постоянно совпадало с тем, что действительно ценно для него.

При этом необходимо постоянно помнить и об одном из основополагающих законов человеческой психологии: «Восприятие человеком реальности для него и есть реальность».

 

«Принцип неисправимого оптимизма»

 

Говоря о реальности (точнее, об объективной реальности), следует отметить, что любые, даже максимально тщательно продуманные и составленные личные планы приходится менять в результате неконтролируемых внешних событий. Очевидно, что неблагоприятные внешние события (которых почему-то обычно оказывается больше, чем благоприятных) вызывают у нас весьма неприятные эмоции, которые, мягко говоря, не способствуют нашему счастью.

К сожалению, мы далеко не всегда имеем возможность предотвращать неблагоприятные внешние события. Зато не допускать негативные эмоции (или быстро их заменять на положительные) нам вполне по силам.

Для этого нужно следовать «принципу неисправимого оптимизма». Согласно ему в каждом событии, даже на первый взгляд неблагоприятном (разумеется, за исключением действительно трагических), необходимо уметь находить либо предотвращение еще более неблагоприятного события, либо возможность сделать еще один шаг на пути либо успеха – финансового, материального, профессионального, социального, — либо духовного развития. И вносить соответствующие коррективы в краткосрочные и/или долгосрочные личные планы.

 

Построение счастливой компании

 

Человек не может существовать вне общества, поэтому полностью счастливым он (или она) могут быть только в счастливой среде. Очевидно также, что предприниматель обладает всеми необходимыми возможностями для того, чтобы построить свою компанию в соответствии со своими потребностями. Поэтому одна из важнейших задач стратегического управления бизнесом — построение и сохранение счастливой компании.

 

Грехи и добродетели

 

Если присмотреться к «здоровому» и «нездоровым» «наполнителям», станет очевидно, что «здоровый» (любовь) непосредственно связан с такназываемыми добродетелями, а «нездоровые» — с тем, что и религиозное, и светское сознание именует «грехами».

Согласно списку, составленному еще в VI веке Римским Папой Григорием Великим, к наиболее «вредным» грехам относятся гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие и лень. За прошедшие столетия общественное сознание настолько привыкло к этому «черному списку», что даже современное светское мировоззрение вполне с этим согласно.

Семи смертным грехам противостоят семь ключевых добродетелей — любовь, милосердие, скромность, забота/внимание, щедрость, самообладание и нравственная чистота. Их необходимо постоянно культивировать (путем принятия соответствующих решений и выполнения определенных действий), пока они не станут для предпринимателя столь же естественными, как дыхание. Точно таким же способом необходимо избавляться от грехов — принимать решения и совершать действия наперекор искушениям.

В основе такого метода лежит простой психологический механизм. Примерно 80% действий человека контролируется не сознанием (рациональным мышлением), а подсознанием, которое постоянно «программируется» и «перепрограммируется» как внешними воздействиями, так и действиями, мыслями и решениями самого человека.

Таким образом, через определенное время целенаправленного духовного развития предоставленное самому себе подсознание уже будет генерировать не греховные, а добродетельные мысли, слова и поступки, тем самым делая человека более счастливым.