Рост просроченной задолженности в сегменте потребительского кредитования, невозможность удовлетворить потребности крупных корпоративных клиентов и обострение конкурентной борьбы заставят мелкие и средние банки искать свое счастье в регионах. Работать в новых условиях им будет крайне трудно, однако большинству российских банков все же придется осваивать провинциальную региональную «целину».
Физики в почете
На сегодняшний день в структуре агрегированного кредитного портфеля российского банковского сектора доля предприятий и организаций всех форм собственности составляет более 22% от ВВП, тогда как доля кредитов физическим лицам составляет около 8%.Однако темпы роста объемов кредитования в этих сегментах серьезно различаются. Так, по итогам
Только на первый взгляд ситуация выглядит парадоксально. Банку гораздо удобнее работать с крупными и средними клиентами, нежели с розничной «мелочовкой», да и качество заемщиков во втором случае значительно ниже. В чем же проблема?
Ответ скорее всего заключен в самой структуре современной отечественной банковской системы.
«Крупняк» не по зубам…
Любой российский банкир скажет вам о том, что самые привлекательные и надежные клиенты банка — акционерные общества, как правило работающие в сырьевом секторе. Однако известно, что все большие корпоративные клиенты давно поделены между такими же крупными банками. Причем даже самые патриотично настроенные компании, входящие в промышленно-банковские группы, не говоря уже о предприятиях с госучастием, предпочитают все-таки кредитоваться за границей. Причина известна: стоимость займа, предоставляемого зарубежными банками, зачастую бывает ниже стоимости отечественного кредита и составляет порядка 7—8% годовых при очень высоких объемах. В Западной Европе и США достаточно проблематично найти заемщика на этих условиях, ведь для него эта ставка очень высока.
Другая причина — в том, что местные, даже очень крупные отечественные банки не в состоянии предоставить большие объемы кредитов. Электроэнергетика, газовая и нефтяная отрасли каждая в отдельности сегодня нуждаются в десятках миллиардов долларов прямых инвестиций. В одиночку подобные проекты вряд ли смогут профинансировать даже такие гиганты рынка, как ВТБ и Сбербанк. Дело в том, что по Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков» отечественная кредитная организация не может выдать разовую ссуду более 25% от собственного капитала. Это означает, что, к примеру, Сбербанк сегодня без помощи других банков сможет предоставить кредит только на сумму 3—4 млрд долл. Именно по этой причине в сегменте кредитования отечественных гигантов доминируют западные, главным образом синдицированные, кредиты.
«Хождение в народ»
В
· Обострение конкурентной борьбы, в том числе и с региональными кредитными структурами, приведет к дальнейшему снижению процентных ставок, а значит, к уменьшению потенциальной прибыли банков.
· Клиентами банков все чаще будут становиться так называемые рисковые заемщики, которых гораздо больше в провинции, нежели в крупных региональных центрах, что, в свою очередь, негативно отразится на качестве кредитного портфеля.
· В регионах еще довольно плохо или даже совсем никак не представлены коллекторские агентства, а судебная система еще более неповоротлива и подвержена коррупции, чем в центре.
· Массовое кредитование малого и среднего бизнеса значительно увеличит издержки банков на специальное обучение местного персонала, формирование отделов мониторинга потенциальных заемщиков и подразделений скоринга.
Как известно, кредитование малого и среднего бизнеса нельзя поставить, что называется, на поток, как, например, потребительскую розницу. А с другой стороны — затраты на технологические процедуры и документооборот вполне сопоставимы с затратами при кредитовании крупных компаний.
Банкирам придется считаться и со спецификой работы в провинции. Так, в регионах довольно массовое явление имеет практика предоставления так называемых дружественных кредитов. В этом случае предприятие Ивана Ивановича получает кредит местного банка Ивана Никифоровича по изначально завышенной ставке. Но при этом оба находятся в доле, то есть имеют определенную «дельту» от стоимости кредита. И поссорить одного с другим, и «влезть» в эту схему будет крайне трудно даже самым известным московским банкам.
«Варягам» остается надеяться только на раскрученный банковский бренд и высокий профессионализм менеджмента. Однако для большинства российских банков, по-прежнему функционирующих в конкурентной среде, нет другого выбора, как меняться к лучшему. Это значит — внедрять передовой опыт, повышать свою кредитоспособность, то есть засучив рукава приступать к тяжелой, но такой нужной работе.