Гордая крестьянская присказка «И мы не лыком шитые» давно и, похоже, навсегда исчезла из российских умов. Ее место прочно занял комплекс неполноценности. Сухая статистика оттока людей в крупные города (см. «ЭЖ» № 06) — только констатация душевного надлома нации. Ее дополняют бесстрастные цифры Федерального казначейства о финансовой помощи регионам из федерального бюджета, суммарный объем которой составил почти 440 миллиардов рублей за январь —октябрь 2006 года.
Более поздних сведений нет, что, видимо, связано с тем, что предварительные данные были подготовлены к прошедшей в начале февраля Всероссийской конференции «Стратегия регионального развития России».
Основной формой предоставления финансовой помощи регионам остаются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. На прошлый год он был утвержден в объеме 228,2 млрд руб. Из них за 10 месяцев в провинции перечислено 201,7 млрд руб.
Самый ощутимый «кусок» достался Чеченской Республике и Республике Ингушетия — более 80% доходов консолидированного бюджета каждого региона. Еще в четырех субъектах помощь центра превышает 70% доходов их бюджетов, а в пяти — 60%.
Только 17 субъектов имеют в доходах своих бюджетов менее 10% федеральных средств. Это Москва и Санкт-Петербург, Республика Коми, Пермский край, Вологодская, Ленинградская, Липецкая, Самарская, Свердловская, Оренбургская, Тюменская, Челябинская и Ярославская области, Агинский Бурятский, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Практика «финансовой подпитки» субъектов РФ из центра будет продолжена и в этом году. Причем объем межбюджетных трансфертов увеличится по сравнению с минувшим годом на 31,4%, или на 187,4 млрд руб.
Из них 9 млрд впервые будут выделены на стимулирование регионов, развивающих собственную доходную базу. Идею такого поощрения выдвинул в мае прошлого года Президент России в своем Бюджетном послании Федеральному Собранию.
По мнению аналитиков, такое распределение финансовых средств не стало реальным инструментом государственной политики по реализации поставленных государством же целей и задач. В частности, эксперты Счетной палаты считают, что бюджет, особенно на три года, должен приниматься во взаимосвязи с долгосрочной стратегией социально-экономического развития страны и соответствующими ей программами развития каждого региона.
Однако даже получивший одобрение участников Всероссийской конференции «Стратегия регионального развития России» более чем полуторагодовой опыт Межведомственной комиссии по рассмотрению в Минрегионе страны региональных программ, концепций и стратегий все еще напоминает попытки глав субъектов РФ выбить деньги из федерального центра, но более изящные, чем прежде.
Всего подвергнуты всестороннему анализу 55 таких разработок. На очереди — еще девять регионов, в том числе Республика Северная Осетия — Алания, Вологодская, Иркутская и Кемеровская области.
Еще большей чести удостоилась Республика Саха — ее Программа социально-экономического развития на предстоящие 15 лет утверждена Правительством РФ. Инвестиции в алмазодобывающую Якутию до
Судя по высказываниям федеральных и региональных чиновников после принятия «якутской программы», вновь складывается впечатление, что центр не намерен отказываться от многолетнего опыта «держания провинции на коротком поводке». А ведь совсем недавно, когда разворачивалась затихшая сейчас дискуссия о реформе бюджетирования, казалось, что недалек желанный день установления минимального уровня бюджетной обеспеченности регионов — начало отсчета нового стандарта качества и уровня жизни россиян в центре и в глубинке.
К сведению
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставлялись в виде:
· дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
· субвенций из Федерального фонда компенсаций;
· субсидий из Федерального фонда софинансирования социальных расходов, Федерального фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов;
· дотаций бюджетам регионов на обеспечение сбалансированности бюджетов.
ИСТОЧНИК: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ