Если вам удалось добиться победы в судебной тяжбе, это не повод для того, чтобы вздохнуть с облегчением и позабыть дорогу в суд. Не исключено, что со служителями Фемиды вам придется встретиться еще неоднократно, ведь ваш оппонент может обжаловать вынесенное решение даже после того, как оно вступит в силу.
Процедура пересмотра вступивших в силу судебных постановлений в порядке надзора, сохранившаяся со времен советской судебной системы, заключается в том, что сторона, участвовавшая в процессе и недовольная вынесенным решением, в течение года со дня его вступления в законную силу подает свою жалобу в президиум суда субъекта РФ, в Судебную коллегию по гражданским делам или в Президиум Верховного Суда РФ (далее — ВС РФ), в зависимости от того, какой суд вынес оспариваемое решение.
Жалобу единолично рассматривает судья, которому она была отписана и при необходимости истребует само гражданское дело. Если в результате он придет к выводу, что решение должно быть пересмотрено, то дело передается на рассмотрение Президиума или Судебной коллегии, которые вправе отменить или изменить решение нижестоящего суда.
Эта процедура уже давно стала объектом критики отечественных и зарубежных юристов. Трудно спорить с тем, что пересмотр дел в надзорной инстанции нарушает принцип правовой определенности (как можно говорить о том, что решение имеет силу закона, если его можно изменить практически в любой момент). А Европейский суд по правам человека неоднократно указывал на то, что российская система пересмотра судебных актов затягивает процессы на неоправданно длительное время (судебные постановления, вынесенные в порядке надзора, могут неоднократно пересматриваться, и в результате тяжбы порой длятся годами).
И вот российские судьи решили прислушаться к мнению своих европейских коллег. Конституционный Суд РФ указал, что существующая процедура пересмотра гражданских дел в надзорной инстанции нуждается в переменах (Постановление КС РФ от 05.02.2007 № 2-П). Рассмотрев многочисленные жалобы, в которых граждане и организации просили признать неконституционной возможность изменения и отмены судебных актов, вступивших в силу, КС РФ, пришел к выводу, что законодателю надлежит внести в Гражданский процессуальный кодекс РФ «процедуры, реально обеспечивающие своевременное выявление и пересмотр ошибочных судебных постановлений до их вступления в законную силу». То есть при исправлении судебных ошибок упор должен делаться на апелляционное и кассационное производство.
Что же касается надзорного производства, то оно, по мнению судей КС РФ, должно быть реформировано в соответствии с международно-правовыми стандартами. Законодателю необходимо устранить «множественность надзорных инстанций, возможность неоднократного пересмотра судебных постановлений, принятых в порядке надзора, неопределенность сроков надзорного обжалования и производства».
Судьи КС РФ не решились признать положения гл. 41 ГПК РФ о надзорном производстве нарушающими Основной закон. Такой шаг привел бы к появлению в законодательстве значительного пробела, который во многих случаях сделал бы невозможным исправление допущенных судьями ошибок. Кстати, в других странах с этой функцией успешно справляются конституционные суды (в тех государствах, где их нет, — верховные суды). Российский Конституционный Суд, по словам его Председателя В. Зорькина, не смог бы справиться с этой задачей, учитывая колоссальное количество дел, требующих пересмотра. Поэтому надзорную инстанцию решено было сохранить и ограничиться лишь ее реформированием.
Конкретной даты, до которой в ГПК РФ должны быть внесены соответствующие поправки, КС РФ не указал, отметив лишь, что их нужно принять «в разумный срок». Но первые шаги в этом направлении были сделаны на удивление быстро. Правда, инициатором внесения поправок стали не депутаты, а судьи ВС РФ. Буквально через несколько дней после вынесения Постановления КС РФ от 05.02.2007 № 2-П Верховный Суд направил в Госдуму проект поправок в ГПК РФ, ограничивающих возможность пересмотра решений, вступивших в законную силу.
Он предусматривает сокращение срока подачи надзорных жалоб с одного года до трех месяцев. Также предлагается исключить из системы надзорных инстанций президиумы региональных судов. В таком случае жалобы на решения, вынесенные региональными судами по первой инстанции, будут направляться сразу в Судебную коллегию по гражданским делам. Наконец, ограничивается право Председателя ВС РФ возбуждать надзорное производство.
Хочется надеяться, что Дума не станет откладывать этот законопроект в долгий ящик. Ведь неэффективность системы исправления судебных ошибок — одна из причин, по которой наши сограждане заваливают жалобами Конституционный Суд и Европейский суд по правам человека.