В борьбе за квалифицированного и лояльного по отношению к компании сотрудника подчас решающую роль играет социальный или компенсационный пакет. Обычно он представляет собой дополнение к зарплате и карьерным перспективам.
Привлекая работников заманчивыми обещаниями соцпакета, компании часто подразумевают под этим официальное трудоустройство (договор и трудовая книжка), выплаты в Пенсионный фонд и медицинскую страховку. Иногда составляющими соцпакета выступают своевременная выплата зарплаты, оплата больничных, отпуска. То есть то, что положено делать по закону.
С позиций Трудового кодекса под социальным пакетом необходимо понимать предоставление работодателями своим работникам различных материальных благ помимо обязательств, предусмотренных трудовым законодательством и законодательством о социальном обеспечении РФ. К ним согласно ст. 22 ТК относятся:
· обеспечение бытовых нужд работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей;
· обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
· выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы;
· ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и т. д.
Различные льготы, компенсации и привилегии — социальный пакет — работник получает за счет средств работодателя либо в виде товаров, работ или услуг, выполненных или оказанных работнику работодателем, либо в виде компенсации работодателем затрат работника на соответствующие товары, работы или услуги.
Среди составляющих социального пакета все чаще встречаются:
· льготные путевки на время отпуска;
· льготное или бесплатное питание;
· корпоративные праздники;
· подарки;
· возможность учиться, посещать семинары, тренинги;
· оплата обучения;
· новогодние подарки и путевки в лагеря отдыха детям сотрудников;
· оплата транспортных расходов;
· медицинская страховка;
· премирование сотрудников;
· оплата трафика разговоров по мобильным телефонам;
· материальная помощь;
· возможность получить льготный или беспроцентный кредит и др.
Социальный пакет называют еще компенсационным, что более соответствует его сути. Работодатель компенсирует трудозатраты сотрудников, а не занимается благотворительностью. Оплата мобильного телефона — это не подарок компании, а возмещение расходов, связанных с производством.
Можно рассматривать соцпакет и как инвестиционные вложения в персонал. Так, например, медицинская страховка, абонемент в фитнес-клуб — забота о здоровье сотрудников: больные и немощные не нужны не только компаниям, но и сами себе, а оплата обучения, повышение квалификации сотрудников — прямые инвестиции в создание конкурентных преимуществ.
По данным исследования компании Begin Group, самой распространенной компонентой социального пакета является медицинское страхование — его предоставляют 90% компаний, две трети (71%) которых российские и треть — иностранные, работающие в России.
69% от общего числа компаний проводят корпоративные мероприятия для своих сотрудников. Половина опрошенных (52%) отметили, что в их компании организовано корпоративное питание, 28% — следят за здоровьем своих сотрудников, обеспечивая корпоративный фитнес.
Любопытно, что в 82% компаний соцпакет является одинаковым для всех сотрудников и только в 18% организаций он зависит от должности сотрудника.
В большинстве случаев работодатели вводят соцпакет с целью повышения лояльности сотрудников к компании. Этот пункт отметили 51% опрошенных. Кроме того, руководство заботится таким образом об имидже организации (41%) и повышении эффективности работы сотрудников (31%).
49% компаний планируют расширять свой социальный пакет. Самым модным дополнением является льготное корпоративное питание — такое новшество планируют ввести у себя 29% компаний. 21% — намерены ввести или улучшить медицинское страхование, а еще 16% — подумывают о корпоративном фитнесе.
Социальная забота работодателя о своих сотрудниках обходится ему дешевле высоких зарплат, служит средством удержания ключевых сотрудников и управленческим инструментом.
Социальный пакет стимулирует человека работать лучше, сокращает текучесть кадров, повышает лояльность сотрудников к своей компании. Приятно, когда фирма о тебе заботится.
К сведению
от 2 до 8% опрошенных московских менеджеров высшего и среднего звена называют социальный пакет приоритетным условием при принятии решения о смене работы.
ИСТОЧНИК: KELLYSERVICES