Поселенцы, окруженцы и прочие...

38 млн россиян проживает в 2800 малых городах
| статьи | печать

В России продолжается процесс внутрисистемной разбалансированности. В подавляющем большинстве крупных городов, еще привлекательных для бизнеса, намного превышен порог допустимой численности населения, а также перекрыты предельно допустимые (эффективно-разумные) нормы по количеству рабочих мест и объему жилищного фонда. Поэтому в крупных мегаполисах прямо пропорционально ухудшению среды проживания растет социальная агрессивность людей. Все это происходит за счет «выкачивания» финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов из малых городов.

 

Поучительная статистика

 

По подсчетам разных экспертов, в том числе из Союза малых городов России, в течение трех лет, предшествовавших Всероссийской переписи населения 2002 г., общее число жителей всех городов с населением свыше 500 тыс. человек увеличилось на 1,3 млн. И это при том, что общая численность городского населения в стране в эти же годы сократилась на 1,2 млн человек.

Еще более наглядную картину концентрации людей в крупных городах представляет собой пример Москвы. Десять лет назад на долю столицы приходилось 6,35% населения России. Теперь здесь проживает (легально!) уже 7,25% россиян. В дореволюционной России доля Первопрестольной была менее 3% населения всей империи.

Для сравнения произведем виртуальную статистическую экскурсию по заокеанской державе, на которую любят ссылаться многие наши эксперты, в том числе в области демографических исследований.

В США доля 9 городов-миллионеров составляет 7,5% населения страны. В самом большом из них — Нью-Йорке проживает менее 4% американцев. Учтем, что 80% населения Америки составляют горожане, и путем несложных расчетов получим ошеломляющий результат: 72,5% американцев — это жители малых городов. Вот нам современное продолжение репортажа авторов «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова более чем полувековой давности об одноэтажной Америке.

А мы совсем недавно вполне официально делили города на перспективные и бесперспективные. Теперь же усилиями депутатов и министров по Закону о местном самоуправлении от 06.10.2003 № 131-ФЗ города и вовсе переименованы в… городские поселения. Представляете, городские поселения, а не города Переславль-Залесский или Суздаль?!

Негодование по этому поводу высказал на недавней Всероссийской конференции «Стратегия регионального развития России» председатель Комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев: «В дореволюционной России на поселения ссылали за провинность. А нынче поселениями называют старорусские города со славной историей». Как же должны были миллионы россиян досадить своей власти, чтобы та вмиг прописала их в поселениях?!

Продолжаем эту логическую цепочку по правилам правописания русского языка применительно к местному законодательству. И видим, что, например, Раменский район Московской области именуется не иначе, как муниципальное образование «Муниципальный район «Раменский». А областной центр Магадан — муниципальное образование «Городской округ «Магадан». И административный центр Сибирского федерального округа — город Новосибирск — вполне может претендовать на строчку в Книге рекордов Гиннесса как самое большое в мире муниципальное образование.

 

Мифы от власти

 

Процесс деформации территориальной структуры, по мнению президента Союза малых городов России Евгения Маркова, является «закономерным следствием игнорирования консультантами и советниками Правительства РФ возможностей демографического, интеллектуального, производственного и инфраструктурного потенциала малых городов и тяготеющих к ним сельских поселений в общенациональном процессе экономического роста страны».

Более того, продолжают бытовать мифы, взаимоисключающие и одновременно взаимодополняющие друг друга.

К примеру, считается, что федеральный центр предоставил городам достаточно полномочий для того, чтобы местные власти могли самореализоваться. А между тем действующее законодательство и принятые в соответствии с ним подзаконные акты сводят на нет механизм реального исполнения этих самых полномочий (см. «ЭЖ» № 4, 2007 г.). В частности, городские власти беспомощны перед экспансией субъектов рынка, особенно перед крупными хозяйствующими субъектами.

Проблемы малых городов необходимо рассматривать с точки зрения целесообразности того или иного вида производственной деятельности в них, считает председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник. Нужны современные проектные разработки, нужны кластерные подходы к разным формам хозяйствования и предложениям бизнеса по территориальному размещению производительных сил, а не субсидии и субвенции из бюджетов всех уровней.

Согласно еще одному культивируемому мифу во всем мире каждый второй трудоустроенный занят в малом бизнесе, вот и надо, дескать, нашим городам развивать микроэкономическое предпринимательство и не вторгаться в сферу крупного капитала. Но мало кто при этом говорит, что там у них, на Западе, государственные законы обязывают крупный бизнес взаимодействовать с малыми фирмами. У нас же малых предпринимателей в лучшем случае предпочитают не замечать, а зачастую предлагают им такие условия существования, от которых, на сленге сицилийских мафиози, невозможно отказаться. Да и уровень зарплаты в городах развитых стран в 7—9 раз выше, чем в российских.

Наконец, еще один миф о якобы «естественной деградации» малых городов. Мол, все равно человек будет жить там, где ему лучше. И вольному воля, пусть едет туда, где ему нравится, берет ипотеку, вступает в товарищество собственников жилья и сам устраивает свою жизнь. Но и этот тезис несостоятелен, поскольку нет в России рынка доступного жилья, чтобы можно было без особых хлопот поменять место жительства и работы.

Дарованное гражданам Конституцией новой России право «свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» (п. 1 ст. 27) превратилось в вымаливание разрешения на временную регистрацию, поскольку декларируемое властью уведомительное действо давно и крепко стало оплачиваемой процедурой.

Говорить о свободном перемещении людей вслед за создаваемыми частным бизнесом рабочими местами в России бессмысленно. Реформа ЖКХ тому убедительное свидетельство, поскольку квартиросъемщики у нас так и остались таковыми, несмотря на то что большинство приватизировали свое жилье. Осознание себя собственником занимаемых квадратных метров также далеко от россиян, как в свое время далеки были декабристы от народа.

 

Явь от жизни

 

Установленные по новому законодательству о местном самоуправлении административные границы совершенно не учитывают экономическую составляющую территорий, их ресурсный потенциал, считает эксперт Государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производительных сил» (ГНИУ «СОПС») доктор экономических наук Игорь Ильин.

Отсюда все более разрастающийся перекос в динамике развития разных населенных пунктов. К примеру, суммарная доля всех муниципальных образований страны в доходах и расходах федерального бюджета едва достигает 5%. А 12 крупных городов дают более половины ВВП страны. Нужна система минимальных стандартов оценки муниципальных образований, считает ученый, на основе которой можно и нужно строить подходы к проблеме выравнивания территорий и дифференцированной помощи им.

А пока все выживают как могут.

Например, жители Мышкина в Ярославской области делают бизнес на всем, что связано с грызуном, давшим имя их городу: кто-то завел свое дело, а кто-то работает у более удачливого соседа.

К своим истокам обратились и в городе Усолье Пермского края, где насчитывается 50 исторических памятников, в том числе знаменитые Строгановские палаты. Однако все они — собственность федеральная или краевая, но ни Москва, ни Пермь не дают денег на поддержание (не содержание!) исторического наследия. Местная власть за счет собственных средств открыла в Палатах музей, а власти выше уровнем предъявили им претензии за… неправильное использование федеральной собственности.

«Но мы не унываем, — заявила в Министерстве регионального развития РФ на «круглом столе» по проблемам малых городов заместитель главы администрации Усольского района Елена Вшивкова. — Свое будущее связываем главным образом с удачным расположением района и города относительно «химических» городов Березники и Соликамск, жители которых охотно приобретают земельные участки в нашем экологически чистом уголке».

По другую сторону Уральского хребта власти Кыштыма Челябинской области, по признанию главы городского округа Вячеслава Щекочихина, рассчитывают на то, что их город получит статус наукограда. В начале месяца таковыми стали подмосковные города Жуковский и Троицк.

Власть не избавилась от неверного представления об окружающей действительности и не поняла меру своей ответственности перед муниципалитетами — подлинными носителями народовластия. А сам «единственный источник власти в Российской Федерации» — ее многонациональный народ (ст. 3 Конституции РФ) тоже не осознал всю меру уже своей ответственности за свое бытие и будущее.

Если учесть, что нас, россиян, сейчас менее 143 млн человек, а занимаем мы территорию в 2 раза большую, чем 290 млн американцев, то получается, что концентрация нашего населения в городах с населением более миллиона жителей выше, чем в США, в 4 раза. Выводы о благодатной почве для коррупции, для криминала, для экстремизма и прочих негативных «измов» читатель может сделать сам

 

Цитируем Закон

 

«...Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения...»

(Из ст. 2 Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)