В 2007 году государство выделило 50 млрд руб. на развитие отечественной космонавтики. И отрасль вздохнула с надеждой: лед тронулся! Но скептики продолжают ворчать: денег все равно мало, всем не хватит.
Все на продажу
Даже если учесть, что последние годы отрасль сидела на голодном пайке, выделенная в нынешнем году сумма действительно получается чрезвычайно скромной. Особенно по сравнению с финансированием, которое получило в
На околоземных орбитах сейчас свыше 800 активных спутников. Из них только 20% имеют военное, общенациональное или двойное назначение, все остальные частные и коммерческие.
Чиновникам из Роскосмоса по нраву пришлась роль коммерсантов. Деньги за услуги и «извоз» греют душу. И в
Конечно, это какое-то подспорье нищему космическому бюджету. И эксперты утверждают, что в ближайшие 5—10 лет космический рынок будет расти в основном за счет частных средств.
Но космонавтика как стратегическое направление научно-технического прогресса немыслима без государственного участия. Прорывные идеи, амбициозные проекты и задачи должны прорабатываться и реализовываться на государственном уровне. Однако Роскосмос, существуя за счет старых разработок и технологий, не спешит выводить отрасль из кризиса.
Сотрудничество или конкуренция?
Компании — партнеры по созданию отечественной многоразовой транспортной космической системы — РКК «Энергия», НПО «Молния» и ГКНПЦ им. М.В. Хруничева рвутся в бой и доказывают преимущества своих проектов. Все разработки экономически привлекательны, и, главное, знаменитые космические компании не конкурируют, а дополняют друг друга. Их единственная проблема — средства.
Научно-производственное объединение «Молния», автор авиационной части многоразового челнока «Буран», реализует известный с начала 90-х проект МАКС (Многоцелевая авиационно-космическая система). В МАКСе одноразовый только внешний топливный бак — орбитальный корабль стартует с самолета-носителя Ан-225 «Мрия» и КА рассчитан на 100 полетов и 800 запусков.
Проект ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, который участвовал в создании всех отечественных орбитальных станций и разрабатывает тяжелую ракету-носитель «Ангара», восходит к пилотируемой орбитальной станции «Алмаз» и транспортным кораблям снабжения (ТКС), которые проектировал, строил и испытывал генеральный конструктор Владимир Челомей.
РКК «Энергия» предложила проект космического корабля «Клипер» — прямого наследника программы «Энергия — Буран».
Разработчики модернизируют ракету «Союз», чтобы к
Однако Совет министров стран — участниц ЕКА, на который рассчитывали в Роскосмосе, отказался выделить на проект 51 млн евро, и решено сделать его чисто национальным. Однако Правительство России выделило на опытно-конструкторские работы 10 млрд руб. на 10 лет (около 350 млн долл. — треть от нужной суммы).
Над программой «Клипер» вместе с РКК «Энергия» сегодня работают ЦСКБ «Прогресс», НПО «Молния», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, ЦАГИ, ОКБ «Сухой» и многие другие организации.
Первый полет РКК предлагает и планирует осуществить в
Программа «Клипер» даст стране: первое — это, конечно, новые космические технологии, обеспечивающие экономический прогресс и безопасность. Второе — расширение предоставляемых услуг на международном космическом рынке и высокую окупаемость. Третье — развитие фундаментальной науки. Четвертое — поддержание высокого технического уровня промышленности в российских регионах. Пятое — развитие международного сотрудничества, рост конкурентоспособности и политического имиджа страны».
Сегодня связка наука — технология — экономика разрушена, и соединить ее могут только такие новые, крупные, захватывающие дух проекты, как космические транспортные многоразовые системы МАКС, ТКС и «Клипер», полеты к Луне, на Луну и на Марс.
Полный «Клипер»
В ситуации жестко ограниченных финансовых возможностей Роскосмос, чтобы создать видимость бурной деятельности и выбора между проектами, объявил конкурс, а затем, помямлив и потянув резину, признал его несостоявшимся. А глава космического ведомства Анатолий Перминов ни с того ни сего заявил, что в планы госорганизации входит реализация с
В NASA сегодня с удовольствием пользуются услугами «Прогресса», их астронавты летают на «Союзах». Но в США в
Подпирают и китайцы с европейцами.
Так что, если через 5—6 лет Россия не предложит более совершенную систему многоразовых полетов, наши услуги больше никому не потребуются. И коммерческий энтузиазм Роскосмоса увянет.
Себестоимость полета одного члена экипажа:
· «Союз» — 20—25 млн долл.
· «Спейс-Шаттл» — 100—128 млн долл. с грузом.
· «Клипер» — 9 млн долл.
· «Шэнчьжоу» — 35 млн долл.
· «Орион» — 75 млн долл.
К сведению
«Клипер» объемом
В отличие от своего предшественника новый КА сможет маневрировать на траектории посадки и даже участвовать в будущей марсианской экспедиции.