В России — потребительский бум. Недаром торговля играет вторую главную роль в росте российской экономики. Наверное, поддержанию горячего желания граждан тратиться немало способствуют ныне многочисленные маркетинговые исследования «у прилавка», программы лояльности клиента. Кажется, уже шагу не ступи, чтобы тебе не предлагали заполнить какую-нибудь анкету. И все больше нарастает ощущение, что по этой части у бизнеса что-то не в порядке — то ли с головой, то ли с моралью. Так недолго и клиентуру распугать.
Предположим, крупная компания, которая занимается продажей музыкальных дисков и фильмов, предлагает покупателям участвовать в программе накопления бонусов. Для этого всего-то нужно заполнить короткую анкету. Но, судя по ее содержанию, для того чтобы выдать своему клиенту кусочек пластика, коммерсантам позарез нужно знать, где он живет и работает, в каких ресторанах обедает, на каком автомобиле ездит, в каких странах проводит отпуск. Что интересно, вопросов о музыкальной и кинопродукции в анкете вообще нет. Как, впрочем, и обязательства хранить полученную информацию в тайне.
Нередки случаи и совсем уж из ряда вон: посетителя отказываются пустить на специализированную выставку, пока он не заполнит подобную анкету.И это после того, как он уже заплатил за билет!
Интересно, на какую лояльность клиентов рассчитывают составители таких опросников? Прочитав их, клиент 10 раз задумается, так ли уж нужна ему эта скидка, и с ностальгией вспомнит советские времена, когда сбор таких материалов был уделом только «компетентных органов». Зато сейчас все как в одностишии Вишневского: «Отрадно, что и тут на нас досье…».
Конечно, любопытство — не порок. Но с другой стороны, практически любая информация о нашей частной жизни может быть использована в преступных целях.
За примером далеко ходить не надо: печально знаменитые аферы с использованием мобильной связи мошенникам удается проворачивать в том числе и благодаря тому, что на любом компьютерном рынке можно купить диск с базой абонентов сотовых сетей. Если в свое время герой из «Джентльменов удачи» говорил, что вежливость — это лучший друг вора, то сейчас лучший друг вора — компьютер.
Удивляться утечкам информации не приходится, ведь персонал большинства организаций, собирающих сведения о согражданах, похоже, не подозревает о том, что в стране действует Закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Сотрудники компаний, собирающих сведения о своих клиентах, часто даже не знают о том, какие данные они вправе получать, а какие — нет. Между тем согласно этому Закону сведения о гражданах должны собираться в минимальном объеме, который необходим компании для проведения маркетингового исследования, участия в дисконтной программе и т. п. Сразу после того, как будут получены результаты, персональные данные должны быть уничтожены. А сама компания, которая просит гражданина представить такие сведения, должна сообщить ему свое наименование и адрес, а также цель получения информации о частной жизни своего клиента.
И уж конечно, должна обеспечить конфиденциальность персональных данных. Как вы думаете, во многих ли фирмах с сотрудниками, обрабатывающими базы данных о гражданах, заключены соглашения о сохранении этих сведений в тайне? А может ли сейчас гражданин быть уверен в том, что фирма, анкету которой он заполнил, не поделится его персональными данными со своим деловым партнером?
Одним словом, защита личной жизни от интереса со стороны коммерсантов — проблема важнейшая. И по этому поводу, как водится, есть две новости: хорошая и плохая.
Хорошая заключается в том, что с 26.01.2007 права всех граждан, персональные данные которых поступили в распоряжение бизнес-структур, должна защищать Федеральная служба по надзору в сфере связи. Так что если вы обнаружили номер вашего мобильника в пиратской базе данных, то, вместо того чтобы самому искать источник утечки, вы знаете, куда обращаться.
А вот плохая новость: самая страшная кара, которая грозит по ст. 13.11 КоАП РФ компании за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах, — это штраф на сумму (трепещите, нарушители!) от 5 до 10 тыс. руб. На первый раз можно вообще отделаться предупреждением. Ну а о взыскании морального ущерба в связи с тем, что номер вашего телефона может узнать любой желающий, говорить просто смешно. В общем, сейчас частный бизнес без особых последствий может игнорировать требования Закона о сборе информации.
Похоже, в борьбе с бесконтрольным распространением сведений о личной жизни граждан усиление ответственности компаний даже за случайные утечки информации — это единственно действенная мера.