Я приобрела земельный участок в сельской местности и построила на нем жилой дом. В августе 2006 года зарегистрировала право собственности на него. К сожалению, я не сохранила чеки по оплате стройматериалов, так как не думала, что они пригодятся. Могу ли я получить налоговый вычет на сумму оценки моего жилого дома согласно справке из БТИ?
Е. Кукушкина, Смоленск
Налоговые специалисты в своих неофициальных разъяснениях на аналогичные вопросы отвечают отрицательно, указывая, что справка БТИ об инвентаризационной стоимости дома не является основанием для предоставления вычета, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ. С таким разъяснением следует согласиться, поскольку данная норма связывает размер вычета не с инвентаризационной стоимостью строения, а с расходами на его строительство.
Однако, по нашему мнению, выход из создавшейся ситуации есть.
Подпункт 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в частности, предусматривает, что налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме, израсходованной им на новое строительство жилого дома. В фактические расходы на такое строительство включаются расходы:
· на разработку проектно-сметной документации;
· на приобретение строительных и отделочных материалов;
· связанные с работами или услугами по строительству;
· на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников такого снабжения и канализации.
Вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты им денежных средств по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
Прежде всего обратим внимание на то, что приведенный перечень документов является открытым.
Заметим также, что хотя законодатель и говорит о платежных документах, однако не все из названных в перечне документов являются по своей сути платежными. Законодательство не дает определения понятия «платежный документ». Например, в таком документе, как Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 01.04.2003 № 222-П, приведем только перечень того, что считается платежными документами (платежные и инкассовые поручения, аккредитивы и чеки), но не дано само понятие.
Следовательно, в данном случае налогоплательщик может представить любой документ, соответствующий или не противоречащий действующему законодательству, подтверждающий его расходы на строительство дома. Таким документом, по нашему мнению, может быть и отчет оценщика, определившего стоимость расходов на строительство дома в соответствии с Законом РФ от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Для обоснования такого вывода приведем отдельные положения названного правового нормативного акта с указанием статей и прокомментируем их.
· В пункте 2 Закона № 135-ФЗ определены правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. Следовательно, не исключена возможность применения Закона в целях налогообложения.
· К объектам оценки, в частности, относятся работы, услуги и иные объекты (ст. 5 Закона № 135-ФЗ). Поэтому оценщик может определить стоимость работ, услуг, а также строительных и отделочных материалов, расходы по которым понес при строительстве дома налогоплательщик.
· Право на проведение оценки объекта является безусловным и не зависит от установленного законодательством РФ порядка осуществления государственного статистического и бухгалтерского учета и отчетности (ст. 6 Закона № 135-ФЗ).
· Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор (ст. 9 Закона № 135-ФЗ).
Из ст. 6 и 9 Закона следует, что налогоплательщик может самостоятельно инициировать оценку.
Отчет оценщика, разумеется, не может подтверждать, что данные расходы понес именно собственник дома. Однако из подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ и не следует, что представленные документы должны обязательно подтверждать это. Так, товарные и кассовые чеки, приведенные в перечне, не идентифицируют покупателя. Налоговый орган может не принять документы только в том случае, когда в них в качестве лица, понесшего расходы, указан не налогоплательщик, а иное лицо.
Кроме того, можно сослаться на п. 1 ст. 218 ГК РФ, согласно которому право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Из анализа данной нормы можно сделать вывод, что она устанавливает презумпцию о том, что создателем (изготовителем) новой вещи, понесшим расходы, является ее собственник.
В заключение следует предупредить, что налоговый орган может не согласиться с такой позицией и право на вычет придется отстаивать в судебном порядке. Практика рассмотрения подобных споров в настоящее время отсутствует. Поэтому, прежде чем заключать возмездный договор с оценщиком, следует подумать о существующем риске.