Игорный бизнес под угрозой

Новые правила регулирования игорного бизнеса потребуют внесения поправок в налоговое законодательство
| статьи | печать

Российский игорный бизнес в скором времени ждет реформирование. В первом чтении принят законопроект «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» (далее — Законопроект), который был представлен на рассмотрение в Госдуму Администрацией Президента.

 

Это уже вторая попытка реформировать законодательство об игорном бизнесе. Первоначально на рассмотрение был представлен законопроект «О деятельности по организации и проведению азартных игр и пари и производству игрового оборудования», внесенный группой депутатов. Он даже был принят в первом чтении, но в конечном итоге поддержку получил президентский вариант.

 

Шансы на выигрыш возрастут?

 

Законопроект устанавливает основные положения об игорном бизнесе. Некоторые понятия и определения, которые содержатся в документе, уже присутствуют в действующем законодательстве. Но Законопроект трактует их по-другому.

Например, под пари в НК РФ понимается «основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет» (ст. 364 НК РФ). А в Законопроекте под пари понимается «азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой с организаторами пари, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет». Таким образом, Законопроект разграничивает проведение азартных игр в виде пари и в виде тотализатора.

Помимо понятий, которые уже имеются в гл. 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», в Законопроекте также закреплены такие термины, как «игровое заведение», «казино», «зал игровых автоматов», «ставка», а также применяемое ранее в лишь в Законе от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» понятие «выигрыш».

Часть положений Законопроекта является полностью новационной. Так, он предусматривает создание на территории РФ зон, где и будут находиться игровые заведения (о них мы писали в статье «Игры кончились», «ЭЖ» № 41, стр. 4). Их в стране не должно быть более 4 одновременно.

Также предлагается увеличить до 80% средний показатель денежного выигрыша, который технически закладывается в каждый игровой аппарат. В настоящее время он составляет 75% (Приказ Госстандарта РФ от 24.01.2000 № 22). Кстати, Правительство РФ для соблюдения интересов граждан, а также приведения норм об азартных играх в соответствии с международной практикой вообще предлагало увеличить данный параметр до 90%.

 

Новый закон —  новые противоречия

 

Заключительная часть Законопроекта определяет порядок введения в действие этих норм. Предусматривается, что если игорное заведение соответствует всем установленным законом правилам, то оно вправе продолжать свою деятельность до 31.12.2008. В противном случае заведение должно закрыться до 01.01.2009.

Порядок введения Законопроекта в действие вызывает целый ряд вопросов. Так, по мнению его создателей, принятие этого документа не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Возникает закономерный вопрос: из каких источников будет финансироваться деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с законопроектом должны управлять особыми игровыми зонами?

Также, по мнению разработчиков, не потребуется признавать утратившими силу, приостанавливать, изменять или принимать другие акты федерального значения.

Но внимательное изучение Законопроекта показывает, что его принятие потребует внесения поправок в законодательство. Так, согласно ч. 1 ст. 17 Законопроекта для открытия игорного заведения достаточно разрешения, полученного в упрощенном порядке. Но в настоящее время деятельность в данной сфере подлежит лицензированию в порядке, установленном Законом РФ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Если государство намерено отказаться от лицензирования в этой сфере бизнеса, в этот Закон необходимо внести изменения.

Кроме того, согласно Законопроекту необходимо уплачивать государственную пошлину за рассмотрение заявления, выдачу или продление разрешения на открытие игорного заведения и деятельность по организации и проведению азартных игр (ч. 7 ст. 10, ы17 Законопроекта). Но гл. 25.3 НК РФ «Государственная пошлина» сейчас не устанавливает ее размер. В документе есть и другие противоречия с НК РФ (мы уже упомянули о том, что некоторые понятия трактуются в этих документах по-разному).

Законопроект явно не согласован с действующим законодательством. Поэтому возникает опасение, что, если его примут, ситуация, сложившаяся при изменении законодательства об обороте алкоголя, повторится — тогда был нанесен удар по целой отрасли. Игорный бизнес может просто прекратить свое существование, пока законодатели в спешном порядке будут латать дыры. А каковы бы ни были отрицательные последствия нынешнего состояния в этой сфере, не стоит забывать, что она создает рабочие места и обеспечивает поступления в казну.