Мерчандайзинг чиновникам не знаком

| статьи | печать

По мнению Минфина, оплата услуг магазину за размещение на его полках товаров в оговоренном месте не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

 

Наблюдательные продавцы давно заметили, что покупатели чаще берут товар с той полки, до которой удобно дотянуться. Естественно, что с этих мест товар распродается значительно быстрее. Изучение удобных и неудобных полок стало составной частью мерчандайзинга.

В магазинах самообслуживания с давних пор идет борьба между производителями товаров за место на полке. Чтобы получить удобное место, они готовы даже доплачивать за это торговым организациям.

Такие доплаты не понравились Минфину РФ. В Письме от 17.10.2006 № 03-03-02/247 он сообщил, что плата поставщика-продавца покупателю за размещение товаров на полках в оговоренном месте не связана с возникновением у него обязанности передать поставщику имущество, выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. То есть затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя — организации розничной торговли, производимые им в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

При этом финансовое ведомство ссылается на определение договора поставки, указанное в ст. 506 ГК РФ, а также на положения ст. 494 Кодекса, в которой сказано, что выставление товаров в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.), представление сведений о них или демонстрация образцов (описаний, каталогов, фотоснимков и т.д.) в месте продажи признается публичной офертой.

Исходя из этого, финансовое ведомство сделало вывод о том, что затраты в виде платы покупателю за сам факт заключения с поставщиком-продавцом договора поставки, а также затраты в виде платы поставщиком-продавцом покупателю за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети, включение товарных позиций в ассортимент магазинов, размещение товаров на полках, выделение для них постоянного и (или) дополнительного места не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли.

Эти операции, по мнению Минфина, осуществляются в рамках деятельности магазина по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца.

Однако, изучая ГК РФ, чиновники не обратили внимания на то, что поименованный в нем перечень видов услуг является открытым, поэтому взятое на себя обязательство разместить товары в определенном месте законодательству не противоречит.

Открытым является и перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.