Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них. При этом его общий размер не может превышать 1 млн руб.
В этой же норме уточняется, что при приобретении имущества в общую долевую или общую совместную собственность размер вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
Получается, что совладельцы должны поделить между собой вышеуказанный максимально допустимый размер вычета.
На мой взгляд, в данном случае законодатель необоснованно ограничил права налогоплательщиков, у каждого из которых могут быть свои имущественные интересы.
И еще одна проблема. Вычет, предусмотренный названной нормой, может предоставляться только один раз. Кто-то имеет возможность воспользоваться им в полном размере (на 1 млн руб.), приобретя дорогое жилье. А другой — на меньшую сумму, купив квартиру подешевле. При этом в дальнейшем он уже не сможет получить такой вычет.
Считаю, что было бы справедливо дать возможность всем налогоплательщикам полностью выбрать максимальный размер имущественного вычета при последующих приобретениях жилья.
Надеюсь, что к моему мнению прислушаются те, кто готовит законопроекты.
Ю. Милова, начальник ПЭО Управления Федеральной почтовой связи Республики Карелия
Проблемы, затронутые нашим читателем, действительно актуальны. Об этом свидетельствует, в частности, обращение семьи Уваровых в Конституционный Суд с просьбой признать не соответствующим Конституции РФ положения подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, согласно которому при приобретении квартиры в общую собственность размер имущественного вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности.
По мнению заявителей, налогоплательщики, приобретающие жилой дом или квартиру в общую долевую собственность, ставятся в неравноправное положение с теми, кто приобретает жилье в собственность. Тем самым нарушаются конституционные принципы равенства и справедливости в сфере налогообложения, а также законности установления налогов.
Конституционный Суд не согласился с доводами налогоплательщиков. По его мнению, оспариваемые положения уравнивают граждан — участников общей долевой собственности с гражданами – собственниками жилого дома или квартиры: общая сумма вычета, предоставляемого как участникам общей долевой собственности, так и собственнику жилого дома или квартиры, остается в пределах единого максимального размера. В противном случае, а именно при предоставлении каждому участнику общей долевой собственности вычета, равного тому, который предоставляется собственнику жилья, общая сумма вычета всех совладельцев могла бы в несколько раз превысить сумму имущественного вычета, предоставляемого собственнику жилья. Это недопустимо в силу принципа равенства в сфере налогообложения (Определение КС РФ от 10.03.2005 № 63-О).
Но думается, что судьям можно возразить, используя аргумент нашего читателя — каждый совладелец-налогоплательщик может иметь свои личные имущественные интересы. Совместное приобретение жилья еще не свидетельствует о полной имущественной общности, позволяющей трактовать совладельцев жилья как некоего коллективного налогоплательщика, которому положен один вычет на всех. Почему же им не положен налоговый вычет в максимальном размере, позволяющий уменьшить их личное налоговое бремя? Можно предположить, что в данном случае Конституционный Суд был больше озабочен пополнением казны, а не равенством налогоплательщиков.
Следует также обратить внимание на то, что обсуждаемые положения подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ должны применяться только в том случае, если общая собственность возникает в результате совместного приобретения имущества, когда на стороне покупателя выступают несколько лиц. В случае когда гражданин приобретает долю в жилом доме или квартире, становясь после этого участником общей долевой собственности, он один имеет право на вычет в максимальном размере.
Такое толкование основано на том, что обсуждаемое положение начинается словами: «При приобретении имущества в общую долевую или общую совместную собственность…». Кроме того, у гражданина, купившего долю жилого дома или квартиры, не может быть каких-либо общих расходов со «старым» участником (участниками) общей долевой собственности. Соответственно в данном случае нет и общности в праве на вычет.
Такая позиция подтверждается Письмом Минфина РФ от 03.07.2006 № 03-05-01-03/69, ответившего на вопрос по двум ситуациям.
- Налогоплательщик, являясь собственником 1/2 доли квартиры, в 2005 г. приобрел у второго собственника за 1 млн руб. другую 1/2 доли квартиры в соответствии с договором купли-продажи и в результате данной сделки стал собственником целой квартиры.
- Налогоплательщик в 2005 г. израсходовал 1 млн руб. на приобретение 1/2 доли квартиры в соответствии с договором купли-продажи доли квартиры, принадлежащей одному из ее собственников. При этом другая 1/2 доли этого жилого помещения осталась в собственности прежнего владельца.
Вправе ли налогоплательщики воспользоваться имущественным налоговым вычетом по суммам, направленным на приобретение доли квартиры, в сумме 1 млн руб. или же только в сумме 500 тыс. руб.?
Минфин РФ разъяснил следующее.
Распределение имущественного налогового вычета между совладельцами производится в том случае, если они одновременно являются приобретателями имущества. В рассматриваемых ситуациях фигурирует только один приобретатель. Следовательно, как в первом, так и во втором случае налогоплательщики имеют право на предоставление им вычета в общем порядке в размере 1 млн руб.
Следует согласиться и со второй обозначенной нашим читателем проблемой. Действительно, было бы логично и справедливо предусмотреть возможность предоставления имущественного вычета, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, более чем один раз.
Стоимость приобретаемого жилья, как правило, зависит от имущественного положения налогоплательщика.
Статья 3 НК РФ, устанавливающая основные начала налогового законодательства, предусматривает, в частности, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев. Норма, препятствующая получить имущественный вычет в максимальном размере налогоплательщику, который не в состоянии первоначально приобрести жилье стоимостью 1 млн руб. и выше, по нашему мнению, противоречит названной статье.