Лидеры ведущих международных компаний давно признали: невозможно построить успешный бизнес в регионе с разваливающейся социальной сферой, бедствующим, больным населением и плохой экологией. Все это в первую очередь требует финансовых вложений — социальных инвестиций, чтобы стать составляющими удачного проекта.
В
Сегодня участниками Глобального договора стали около 3 тыс. компаний и 500 некоммерческих организаций из 100 стран мира. Среди них «Прайсвотерхаус Куперс», «Нокиа», «Данон», АББ, «Хьюлетт-Паккард», «Шеврон» и многие другие.
«Следование принципам корпоративной социальной ответственности позволяет улучшить экономические показатели бизнеса и способствует решению социальных проблем в регионах, где работают компании», — говорит Каарина Иммонен, и.о. постоянного представителя Программы развития ООН в РФ — агентства, которое занимается продвижением концепции КСО в мире.
В настоящее время к Глобальному договору присоединилось 25 российских компаний. Это РУСАЛ, «Северсталь», ЛУКОЙЛ, «Вимм-Билль-Данн», «Волга — Днепр», «Интеррос», а также другие представители, в основном крупного бизнеса. Существует в нашей стране и собственный аналог Глобального договора — Социальная хартия российского бизнеса, которая была принята Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в
Строить бизнес, следуя принципам Социальной хартии, обязались около 200 отечественных компаний, некоммерческих и общественных организаций. Основные пункты документа во многом соответствуют 10 принципам Глобального договора. Несколько компаний, входящих в РСПП, присоединились и к предложению Кофи Аннана. «Мы готовы обновить положения Социальной хартии, чтобы ее принципы полностью совпадали с документом ООН и были взаимно конвертируемы. Это одна из задач совместной работы Программы развития ООН и РСПП», — заявил президент РСПП Александр Шохин.
Власть тоже осознает важность социальных инвестиций. Так, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе Александр Починок заявил: «Наконец-то мы начали понимать: корпоративная социальная ответственность — неотъемлемая часть современного бизнеса. Компании, которые начали реализовывать концепции экологических документов, достойного труда, ведут нефинансовую отчетность, с точки зрения биржевой оценки получают сегодня гораздо большую капитализацию, чем те, которые этим не занимаются».
И все же в масштабах страны социально ответственный бизнес, к сожалению, все еще в меньшинстве. Но на международном рынке, куда так рвутся многие отечественные компании, следование принципам корпоративной социальной ответственности считается существенным конкурентным преимуществом. Рейтинговое агентство Standard&Poors уделяет внимание наличию у компании нефинансовых отчетов. Их информативность может повысить итоговый рейтинг компании.
Между тем российские компании только начинают понимать: социальная миссия не исчерпывается созданием рабочих мест, уплатой налогов и адресной благотворительностью. От того, как развивается социальная сфера, в которой действует компания, зависят ее финансовые результаты.
10 принципов Глобального договора
Права человека
Предприятия:
1. должны поддерживать и соблюдать права человека, провозглашенные международным сообществом, и
2. принять меры к тому, чтобы не быть замешанными в нарушении прав человека.
Условия труда
Предприятия:
3. должны поддерживать свободу объединений и признание на деле права на заключение коллективных договоров;
4. выступать за устранение всех форм принудительного труда;
5. выступать за полное искоренение детского труда;
6. содействовать ликвидации дискриминации в сфере труда и занятости.
Охрана окружающей среды
Деловые круги:
7. должны способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду;
8. предпринимать инициативы, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;
9. поощрять создание и распространение экологически чистых технологий.
Противодействие коррупции
10. Предприятия должны бороться против всех форм коррупции, включая вымогательство и взяточничество.