Получать награды и премии всегда приятно. И чем труднее они достаются, тем дороже. Особенно если это премия Правительства РФ в области качества. Она свидетельствует не столько о достигнутых результатах, сколько о совершенствовании системы управления, повышении производительности и конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках.
Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 г. Главная ее цель — вывести качество менеджмента на принципиально новый, более высокий уровень, что позволило бы отечественным предприятиям успешно конкурировать на всех рынках.
Согласно Положению о премиях, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.02.99 № 206, «…премии присуждаются ежегодно на конкурсной основе организациям за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов управления качеством».
С 2002 г. «качественная» премия присуждается по двум категориям предприятий в зависимости от их численности: свыше 250 человек и не более 250 человек.
Так, например, в прошлом году премии Правительства РФ в области качества были вручены первой категории организаций:
· Томскому политехническому университету;
· ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» (Новокузнецк, Кемеровская область);
· ОАО «КамАЗ» (Набережные Челны, Республика Татарстан);
· ОАО «Ликеро-водочный завод «Ярославский» (Ярославль);
· ФГОУВПО «Ставропольский государственный аграрный университет» (Ставрополь).
Среди организаций с численностью работающих не более 250 человек победителями стали ООО «Научно-производственная фирма «Ракурс» (Санкт-Петербург) и ФГУП «Центральное проектное объединение» при Федеральном агентстве специального строительства (Воронеж).
Принципы
Конкурс на соискание премий качества состоит из нескольких этапов:
1 Подготовка отчета о деятельности организации и ее достижениях в области улучшения качества.
2 Анализ и оценка отчетов экспертами премии качества.
3 Определение лучших компаний по итогам оценки отчетов.
4 Обследование и оценка лучших компаний на местах.
5 Определение победителей конкурса.
6 Оглашение результатов и награждение победителей.
По каждому материалу, представленному компаниями на конкурс, группа экспертов дает объективную оценку в форме экспертного заключения. В нем оценивается (в баллах) текущее состояние предприятия, анализируются достигнутые результаты, отмечаются сильные стороны его деятельности, указываются области, где необходимы улучшения, даются рекомендации по совершенствованию.
Модель
Модель премии (рис.1) представляет собой набор взаимосвязанных критериев, объединенных графической схемой.
Критерии и модель отражают специфику российского бизнеса, для которого возможности или потенциал более важны, чем подчас необъективные результаты.
Экспертная оценка в процессе участия в конкурсе позволяет определить, насколько организация близка к эталонным показателям по тому или иному критерию, или выявить уровень развития системы управления в целом. Все это позволяет участникам сопоставить свой уровень с уровнем победителей.
По словам заместителя генерального директора по качеству ОАО «Чепецкий механический завод» — дважды лауреата премии Правительства РФ в области качества — Анатолия Третьякова, концепция управления завода построена на основе принципов TQM (рис. 2).
Его главная цель — удовлетворение потребителей и других заинтересованных сторон, повышение конкурентоспособности и получение устойчивой прибыли для дальнейшего развития производства в интересах общества. Качество и безопасность продукции — одно из важных условий достижения этой цели.
Премия Правительства РФ в области качества обеспечивает ее лауреатам имидж лидера, репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции или услуги, способствует привлечению новых партнеров и заказчиков, сохранению и увеличению существующей доли рынка, ведет к росту прибыли и соответственно открывает новые деловые возможности. Лауреаты получают право использования эмблемы премии в своих рекламных материалах.