Любое имущество дает своему собственнику не только права, но и определенные обязанности. И порой неудобства, связанные с такими обязанностями, перевешивают выгоды, которые владелец получает от его использования.
К примеру, гражданин оформил в собственность земельный участок, но со временем перестал работать на нем. В таком случае земля уже не будет приносить своему владельцу доходы. Зато расходы он будет нести регулярно, ведь, будучи собственником участка, он обязан уплачивать земельный налог.
Продать участок не всегда возможно: вряд ли найдутся покупатели на землю, расположенную в болотистой местности вдали от города. В таком случае гражданину остается только отказаться от своих прав собственника. И закон дает ему такую возможность.
Вход — рубль, выход — два
Статья 236 ГК РФ позволяет гражданину или юридическому лицу отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об устранении от владения, пользования и распоряжения им без намерения сохранить какие-либо права на него. Так что собственник земли, желающий отказаться от своего права, может письменно заявить об этом в местную администрацию или даже просто прекратить использование своего участка.
Имущество, от которого отказался собственник, становится бесхозяйным. Оно принимается на учет органом Федеральной регистрационной службы по заявлению муниципалитета (п. 3 ст. 225 ГК РФ). Пункт 3 ст. 225 ГК РФ устанавливает, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет муниципальный Комитет по управлению имуществом может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Но иногда местные власти не считают целесообразным приобретать в собственность брошенный участок. Отказ муниципалитета воспользоваться своим правом в некоторых случаях создает конфликтные ситуации.
Такой конфликт, к примеру, произошел в муниципальном образовании Вязниковского района Владимирской области. Гражданин отказался от земельного участка, принадлежавшего ему на праве собственности. Он был поставлен на учет в Росрегистрации как бесхозяйное имущество. Однако заявление о признании права муниципальной собственности на участок администрация в суд не направила, так как не видела смысла в его приобретении. Недовольный гражданин грозится подать жалобу на бездействие чиновников, ведь он заинтересован в том, чтобы у его участка как можно скорее появился новый владелец, который должен будет уплачивать на нее налог.
У местной администрации возникли следующие вопросы: может ли гражданин обязать местную власть стать собственником его участка и если да, то кто должен платить земельный налог до того момента, как муниципальное образование вступит в права собственника?
Ответ на первый вопрос содержится в п. 3 ст. 225 ГК РФ. Он сформулирован таким образом, что обращение в суд с требованием о признании муниципальной собственности на землю является правом, а не обязанностью районной администрации. Кодекс не устанавливает никаких предельных сроков для этого обращения. Так что если муниципалитет не считает целесообразным приобретение права собственности на определенный участок, то никто не может обязать его вступить в права собственника. Эта позиция согласуется с принципом свободы воли участников гражданского оборота, на котором основывается гражданское законодательство.
Можно только посочувствовать гражданину, приобретшему участок, который он сейчас не может сбыть с рук даже даром.
Что же касается вопроса об уплате налога на землю, то при его решении следует руководствоваться ст. 236 ГК РФ. В ней сказано, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей его владельца в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Применительно к данной ситуации это означает, что до тех пор, пока во владение участком не вступил новый собственник, гражданин, который от него отказался, будет нести все обязанности собственника земли. В частности, именно ему придется платить земельный налог, к нему будут предъявляться иски о сносе незаконно возведенных на участке строений и т.п.
Перед законом все равны
Другая проблема, возникающая при отказе собственника от своих прав на имущество, связана с формулировкой, которая содержится в абз. 3 п. 3 ст. 225 ГК РФ. Там говорится, что бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена иным лицом в собственность в силу приобретательной давности.
Вступить во владение бесхозяйным земельным участком вправе любая организация или гражданин. А по истечении 15 лет непрерывного, открытого и добросовестного владения новый владелец может обратиться в суд с тем, чтобы оформить на него право собственности.
Но в таком случае возникает вопрос о том, как быть в следующей ситуации? Новый владелец начал использовать брошенный собственником земельный участок. Впоследствии он был поставлен Росрегистрацией на учет в качестве бесхозяйного имущества. Сможет ли после этого его фактический владелец требовать признания за собой права собственности на участок в силу приобретательной давности (ведь с того момента, как участок был поставлен на учет, у местных органов появляется право требовать признания его муниципальной собственностью)?
Мы полагаем, что у фактического владельца есть такое право, поскольку в противном случае муниципальное образование оказалось бы в привилегированном положении по сравнению с ним. Тем самым был бы нарушен действующий в гражданском законодательстве принцип равноправия участников гражданского оборота. Таким образом, организация или гражданин, вступившие во владение брошенным участком еще до того, как он был признан бесхозяйным, могут, во-первых, возражать против признания права муниципальной собственности на него и, во-вторых, по истечении 15-летнего срока требовать признания этого участка своей собственностью.