Статья 88 НК РФ фактически предоставляет налоговым органам при проведении камеральных проверок неограниченные полномочия по истребованию у налогоплательщика дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Какие подходы выработаны арбитражными судами для ограничения «аппетитов» налоговиков по истребованию документов?
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов (абз. 1 ст. 87 НК РФ).
В соответствии с абз. 4 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Подобная формулировка ст. 88 НК РФ позволяет фискалам истребовать у налогоплательщиков в ходе камеральной проверки неограниченное количество любых документов.
Можно утверждать, что сформировавшаяся арбитражная практика выработала два основных подхода по ограничению права налоговых органов на истребование документов в рамках камеральных проверок.
Так, арбитражные суды указывают на неправомерность требования дополнительных документов:
— не имеющих непосредственного отношения к обнаруженным налоговым органом ошибкам в документах, представленных налогоплательщиком (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2003 № А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1 и Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2004 № А66-9798-03);
— четкое название которых не содержится в требовании налогового органа о представлении документов (например, постановления ФАС Поволжского округа от 16.02.2006 № А55-4202/2005-22, ФАС Уральского округа от 04.07.2005 № Ф09-2774/05-С7, ФАС Московского округа от 12.02 2004 № КА-А40/453-04, ФАС Волго-Вятского округа от 13.07.2005 № А29-10785/2004а, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2005 №Ф04-4058/2005 (12479-А27-35).
СПРАВКА
Ряд судов пришли к выводу, что привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление документов по соответствующему требованию налогового органа, в котором перечень документов не конкретизирован, допустимо в случае, если налоговый орган не обладал и не мог обладать данными о количестве и реквизитах запрашиваемых документов (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.07.2005 №Ф04-4652/2005(13222-А27-3).