Продолжаем начатую в «ЭЖ» № 38, 42 тему «Проекты в области автоматизации предприятий». Сегодня поговорим о «действующих лицах» этой драмы — консультантах.
Неотъемлемой частью проектов стал консалтинг. Он был всегда, только присутствовал в зачаточном состоянии, на обывательском уровне. Но с накоплением опыта произошло его разделение на ИТ-консалтинг, консалтинг процессного управления предприятием и ряд других видов. Распространено мнение, что если в проекте без ИТ-консалтинга не обойтись, то процессное управление совсем ни при чем.
Потом выяснилось, что нельзя сделать функционирующую информационную систему без перетряхивания и инвентаризации всех процессов, их описания и попутного внесения изменений. Вот он — консалтинг по бизнес-процессам. Сколько «воинов» пало в бою с себестоимостью, пытаясь внедрить систему бюджетирования или поставить управленческий учет своими силами?
Заказчик рассуждает примерно так: «Вот придут консалтеры, все мне расскажут и покажут. Задорого. Очень доступно и понятно объяснят, каким образом и из чего можно построить космический корабль. Но когда они уйдут, кто воплотит все это в жизнь? А если придут автоматизаторы и спросят: «Как вам надо?» — а я и сам не знаю. Мне надо, чтобы все работало. А если придут и те и другие, придется объяснять два раза и платить два раза. Стало быть, нужно, чтобы пришли те, кто расскажет и покажет, а после себя оставит осязаемый результат. Не очень задорого. Хотя бы дешевле консалтеров».
Выходит, проектная команда должна владеть проектными технологиями и иметь опыт в консалтинговых сферах, таких как описание и регламентация бизнес-процессов, бюджетное управление, финансовый, а главное, управленческий учет. Иначе необходимого результата не будет. Консалтинг без привязки к конкретному воплощенному в жизнь результату, по сути, является дорогим мыльным пузырем.
Компания, успешно внедряющая информационные системы для своих клиентов в течение 8—10 лет, поневоле становится настоящим консалтинговым профи. Она как бабочка, порхая с цветка на цветок, опыляет своих клиентов необходимой выжимкой накопленных знаний. А если она еще специализируется на какой-то определенной сфере деятельности, то постоянно пополняется банк знаний и улучшается качество оказываемых услуг. Приходится осваивать и применять также и новые методы оказания услуг.
Среди них, например, корпоративный тренинг для ключевых пользователей будущей системы на конкретном примере предприятия. Сотрудники компании заказчика видят пример из жизни их предприятия через призму нового для них программного продукта, активно обсуждают его, спорят. Консалтеру остается лишь фиксировать услышанные факты, чтобы сформировать свое представление о применимости системы, оценить масштаб внедрения, необходимость и объем доработки и предстоящую адаптацию предприятия к системе. Можно оценить сроки и стоимость проекта. Да, это дорого, но эффективно.
К сведению
Самой распространенной ошибкой является мысль, что, после того как продукт купили, тот сам заработает. Однако, если даже в самую дорогую машину не залить бензина, она никуда не поедет. Под горку сможет, но недалеко. Там и останется. Хорошо, что многие, наигравшись в недешевую игрушку, обращаются к консультантам за тем самым «бензином».