Льготы по субсидиям: Минфин придирается к словам

| статьи | печать

С 1 января 2006 года в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость. Однако налоговые инспекции все равно требуют учитывать бюджетные средства при исчислении НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

 

Спор попытался разрешить Минфин РФ своим Письмом от 01.11.2006 № 03-04-11/201.

Он подтвердил, что после 1 января 2006 года продолжает действовать норма подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ об увеличении налоговой базы по НДС на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Финансовое ведомство предложило при разрешении данного спора опираться исключительно на формулировки, сопровождающие финансирование.

Если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются на оплату услуг, реализуемых по государственным регулируемым ценам, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.

Если выделение средств происходит на компенсацию расходов организаций или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, то базы по НДС не возникает.

Что касается судебной практики по этому вопросу, то для его решения в пользу налогоплательщика арбитражные суды даже в прошлые годы обходились без нынешней редакции п. 2 ст. 154 НК РФ.

Судьи считают, что средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

Это значит, что в силу подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ они не увеличивают базу для исчисления НДС.

Именно так решили ФАС Уральского округа в постановлениях от 04.10.2006 № Ф09-8835/06-С2 и от 04.10.2006 № Ф09-8830/06-С2, ФАС Московского округа в Постановлении от 15.09.2006 № КА-А40/8687-06, ФАС Волго-Вятского округа в постановлениях от 29.08.2006 № А43-46089/2005-32-1384 и от 14.09.2006 № А43-46564/2005-32-1385.

Что же касается точности формулировок при финансировании, то, к примеру, ФАС Московского округа в Постановлении от 15.09.2006. № КА-А40/8687-06 решил, что их никогда не поздно исправить в нужную налогоплательщику сторону.