Тонкая настройка управления

Международные стандарты ИСО 9000 станут мощным толчком к развитию российской экономики
| статьи | печать

Повышение качества управления приводит к существенному снижению потерь и повышению эффективности использования имеющихся ресурсов. Об этом шла речь на Международном форуме «Лучший опыт для лучшей жизни», посвященном Всемирному дню качества и европейской Неделе качества.

В условиях ограниченности ресурсов одним из эффективных инструментов развития компаний являются поиск и использование потенциала, заложенного в системе управления. Стремясь к повышению качества управления, каждый менеджер в своей деятельности должен понимать и решать основные задачи, такие как:

·        поиск и реализация улучшений;

·        оптимизация действий при отклонениях (несоответствиях), их выявление, исправление и предупреждение;

·        оптимизация функций ответственности;

·        оценка эффективности процессов;

·        оптимизация процессов;

·        планирование качества.

Это очень трудный для реализации комплекс задач, но он дает повышение производительности, снижение затрат, уменьшение количества несоответствий, выполнение требований, предъявляемых к качеству, обеспечение квалификации сотрудников.

Все это требует специальной регламентации и изменения культуры управления, изучения лучшего мирового опыта, изменения методологии контроля, то есть перехода к контроллингу.

Пример соседа

Лучший мировой опыт поступательного движения от контроля качества к управлению качеством демонстрирует Япония. Ее успех обусловлен совершенствованием систем контроля качества:

·        Точно вовремя.

·        Бережливое производство.

·        Контроль качества (QC).

·        Статистический контроль качества (SQC).

·        Всеобщий контроль качества (NQC).

·        Контроль качества в масштабе всей компании (CWQC).

·        Система менеджмента качества — ИСО 9000 (или ISO 9000).

·        Всеобщий менеджмент качества (TQM).

·        Кайдзен (непрерывное улучшение, в котором участвуют все сотрудники).

·        Гемба-кайдзен (непрерывное совершенствование там, где реально создаются продукты и оказываются услуги).

Сопоставляя мысленно Японию по принципу «вчера — сегодня», получаем ответ: надо ли нам широкомасштабно внедрять системы менеджмента качества? Энергетики считают — надо!

Задачи и решения

Начать совершенствование управления можно с перехода от простого администрирования производственно-хозяйственной деятельности или системы производственного планирования и управления на основе централизованных принципов к управлению по результату с контролем по центрам формирования затрат и далее к системе управления, построенной в соответствии с ИСО 9000, TQM и т. д.

Стоящие перед ОАО «РАО «ЕЭС России» задачи по реформированию энергетической отрасли, имеющиеся в силу разных причин в сетевых и генерирующих компаниях проблемы, связанные с выявлением рисков, отклонений и несоответствий в документации, процедурах контроля, процессах, ресурсах и т. д., требуют совершенствования управления.

Денег всегда будет не хватать. Поэтому нужны новые подходы к контролю, менеджменту, инновациям и персоналу.

Контроль можно обеспечить с помощью контроллинга, который находится на стыке теории принятия решения, математического моделирования, теории систем, информационного и организационного моделирования и который способствует функционированию механизма саморегуляции.

В основе совершенствования лежит повышение качества управления за счет внедрения систем менеджмента качества (СМК) и его (качества) дальнейшее совершенствование в соответствии с международными и российскими стандартами ИСО серии 9000.

Инновации позволяют в условиях непрерывного совершенствования управления добиваться лучших оперативно-тактических и стратегических результатов и обеспечивать конкурентоспособность.

Персонал — это главная ценность любой компании, поэтому отношение менеджмента к сотрудникам компании строится в том числе за счет реализации положений международного стандарта OHSAS 18000 «Производственная безопасность и здоровье персонала».


Система менеджмента качества


Фундаментальную базу системы менеджмента качества по международным стандартам (МС) ИСО 9000 составляют восемь принципов:

·        Ориентация на потребителя.

·        Лидерство руководства.

·        Вовлечение персонала.

·        Процессный подход.

·        Системный подход к менеджменту.

·        Постоянное улучшение.

·        Принятие решений на основе фактов.

·        Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

МС ИСО серии 9000 версии 2000 вобрали в себя и обобщили лучшие практики менеджмента. Результативность и эффективность их ключевых положений подтверждены многократно мировым опытом.

Но реальный процесс улучшения качества и совершенствования управления начнется только тогда, когда идеологию СМК поймет, будет исповедовать, проповедовать и внедрять в повседневную жизнь вся вертикаль управления — от мастеров, начальников смен и отделов до высшего руководства компаний и премьер-министра страны.

Внедрение СМК способствует повышению надежности, безопасности, эффективности, инвестиционной привлекательности. Она обеспечивает устойчивость развития и удовлетворенности стейкхолдеров (заинтересованных сторон).

При этом существенную роль в повышении качества управления процессами на основе наблюдения, проверки всех сторон деятельности, учета, сопоставления данных и анализа, подготовки и продвижения проектов управленческих решений играет контроллинг. Он обеспечивает мониторинг деятельности на каждом уровне управления и включает в себя различные формы контроля тенденций и намерений, выявления отклонений и проблемных зон, являясь сигнальной системой для менеджмента.

Внедрение СМК в сочетании с контроллингом приведет к устранению рисков, отклонений, несоответствий и непрерывному дальнейшему улучшению.

Контроллинг — это предмет деятельности каждого руководителя, выступающий как элемент обратной связи, по данным которого корректируются ранее принятые решения, оперативные и стратегические планы.


Некоторые результаты


Но для этого необходимо созреть, понять и принять решения, привлечь консультантов, научить и вовлечь персонал, увидеть и сформулировать целевые количественные ориентиры и показатели, получить улучшение и улучшать дальше.

Электроэнергетики, похоже, уже «созрели». Так, например, в результате внедрения в 1996 году системного и процессного подходов к управлению сократилось более чем в два раза число вынужденных остановов котлоагрегатов ТЭС холдинга РАО «ЕЭС России». Одним из примеров повышения эффективности использования ресурсов является снижение аварийности Ставропольской и Рязанской ГРЭС (см. график). За последние 5 лет общее число технологических нарушений в энергокомпаниях холдинга снизилось на 33,8%, а общее число случаев производственного травматизма снизилось на 45,2%.

В 2005 году осуществлен запуск пилотных проектов по внедрению СМК в МОЭСК, Якутскэнерго, ТГК-3 (Мосэнерго), Ленэнерго, ТКГ-1. 2006 год — разработка и реализация комплексной программы мероприятий по внедрению систем менеджмента качества в энергокомпаниях ОАО «РАО «ЕЭС России».

Инициативно внедряют СМК «Белгородэнерго», «Тверьэнерго», «Кубаньэнерго», «Тулаэнерго» и другие электроэнергетические компании, а также МРСК Центра и СК, МРСК Урала и Средней Волги, Северо-Запада, Мосэнергосбыт, ТГК-4, ТГК-6, ТГК-7, ТГК-13, ОКГ-2, ОКГ-3, ГИДРО-ОКГ,
5 инженерных центров РАО ЕЭС, ВТИ.

Таким образом, начала решаться задача, которая важна как в целом для России, так и для электроэнергетики как одной из составляющей индустриальной и экономической инфраструктуры страны. Основная ее цель — качество. Международные стандарты ИСО 9000 станут мощным толчком к развитию российской экономики.