На балансе предприятия числится иномарка. По каким нормам списывать ГСМ? Обязательно ли руководствоваться Письмом ФНС России от 29.03.2006 № ГИ-6-17/337@?
Необходимо отметить, что в главе 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ отсутствуют положения о нормировании расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли.
Несмотря на это, ФНС РФ и Минфин РФ в своих письмах неоднократно разъясняли, что в целях налогообложения прибыли расходы на ГСМ должны списываться по нормам расхода топлива для автомобилей.
При этом ведомства настаивают на использовании норм, установленных Минтрансом России от 29.04.2003 (Р3112194-0366-03). В данном документе установлены нормы расхода топлива на
Кроме того, в своем Письме от 29.03.2006 № ГИ-6-17/337@ «О нормах расхода топлива» ФНС РФ довела до сведения налогоплательщиков Письмо ГНИИ автомобильного транспорта от 21.03.2006 № 4050/208, касающееся установления норм расхода топлива для иностранных автомобилей, ранее отсутствующих в документе Р3112194-0366-03.
Давайте разберемся, на чем основывается позиция ФНС РФ и Минфина РФ по данному вопросу.
Расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли уменьшают налог на прибыль (подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ.
Одним из критериев ст. 252 НК РФ является экономическая обоснованность расходов, произведенных налогоплательщиком.
Исходя из того, что в основе рассматриваемых норм Минтранса РФ лежит научно-обоснованный расчет ГНИИ автомобильного транспорта, выводы ФНС РФ и Минфина РФ о списании ГСМ по этим нормам представляются логичными.
В отношении тех автомобилей, для которых нормы в Р3112194-0366-03 отсутствуют, рекомендуется воспользоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
В случае если для конкретного автомобиля отсутствуют и нормы в Р3112194-0366-03, и нет технической документации, то можно направить письменный запрос в Научный центр топливно-смазочных и эксплуатационных материалов ГНИИ автомобильного транспорта с просьбой разработать соответствующие нормы расхода топлива для конкретных автомобилей.
Несмотря на вышесказанное, вопрос нормирования расходов ГСМ в целях налогообложения должен решаться каждой организацией самостоятельно.
Организациям, придерживающимся мнения о том, что в целях налогообложения должны списываться фактические суммы расхода топлива без их нормирования, нужно быть готовыми к защите своей точки зрения в арбитражном суде. Ведь в качестве существенного аргумента налоговые органы будут использовать указанные нормы Минтранса РФ.
Анализ арбитражной практики, сложившийся в настоящее время по данному вопросу, показывает, что при разрешении налоговых споров судьи принимают во внимание данный документ.
Таким образом, во избежание налоговых споров организации могут списывать расходы по ГСМ в целях налогообложения прибыли:
—по указанным нормам Минтранса РФ;
—по нормам, указанным в соответствующей технической документации на автомобиль;
—по специально разработанным нормам ГНИИ автомобильного транспорта.