Иномарка на вашей совести

Отвечает Ксения Требисова, главный эксперт-консультант компании «Правовест»
| статьи | печать

На балансе предприятия числится иномарка. По каким нормам списывать ГСМ? Обязательно ли руководствоваться Письмом ФНС России от 29.03.2006 № ГИ-6-17/337@?

 

Необходимо отметить, что в главе 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ отсутствуют положения о нормировании расходов на ГСМ в целях налогообложения прибыли.

Несмотря на это, ФНС РФ и Минфин РФ в своих письмах неоднократно разъясняли, что в целях налогообложения прибыли расходы на ГСМ должны списываться по нормам расхода топлива для автомобилей.

При этом ведомства настаивают на использовании норм, установленных Минтрансом России от 29.04.2003 (Р3112194-0366-03). В данном документе установлены нормы расхода топлива на 100 км пробега как для отечественных, так и для иностранных автомобилей. Они действуют до 01.01.2008.

Кроме того, в своем Письме от 29.03.2006 № ГИ-6-17/337@ «О нормах расхода топлива» ФНС РФ довела до сведения налогоплательщиков Письмо ГНИИ автомобильного транспорта от 21.03.2006 № 4050/208, касающееся установления норм расхода топлива для иностранных автомобилей, ранее отсутствующих в документе Р3112194-0366-03.

Давайте разберемся, на чем основывается позиция ФНС РФ и Минфина РФ по данному вопросу.

Расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли уменьшают налог на прибыль (подп. 5 п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) при их соответствии критериям ст. 252 НК РФ.

Одним из критериев ст. 252 НК РФ является экономическая обоснованность расходов, произведенных налогоплательщиком.

Исходя из того, что в основе рассматриваемых норм Минтранса РФ лежит научно-обоснованный расчет ГНИИ автомобильного транспорта, выводы ФНС РФ и Минфина РФ о списании ГСМ по этим нормам представляются логичными.

В отношении тех автомобилей, для которых нормы в Р3112194-0366-03 отсутствуют, рекомендуется воспользоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

В случае если для конкретного автомобиля отсутствуют и нормы в Р3112194-0366-03, и нет технической документации, то можно направить письменный запрос в Научный центр топливно-смазочных и эксплуатационных материалов ГНИИ автомобильного транспорта с просьбой разработать соответствующие нормы расхода топлива для конкретных автомобилей.

Несмотря на вышесказанное, вопрос нормирования расходов ГСМ в целях налогообложения должен решаться каждой организацией самостоятельно.

Организациям, придерживающимся мнения о том, что в целях налогообложения должны списываться фактические суммы расхода топлива без их нормирования, нужно быть готовыми к защите своей точки зрения в арбитражном суде. Ведь в качестве существенного аргумента налоговые органы будут использовать указанные нормы Минтранса РФ.

Анализ арбитражной практики, сложившийся в настоящее время по данному вопросу, показывает, что при разрешении налоговых споров судьи принимают во внимание данный документ.

Таким образом, во избежание налоговых споров организации могут списывать расходы по ГСМ в целях налогообложения прибыли:

—по указанным нормам Минтранса РФ;

—по нормам, указанным в соответствующей технической документации на автомобиль;

—по специально разработанным нормам ГНИИ автомобильного транспорта.