«...Взрыв храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа».
К храму Христа Спасителя большевики подбирались довольно долго. Началось все с печально известного Декрета о памятниках от 12 апреля 1918 года, положившего начало строжайшей чистке всей российской культуры. Сохранить в ней решили только «нужные для народных масс элементы», все остальное приговаривалось к безжалостному уничтожению. «Время пулям по стенке музеев тенькать... старье расстреливать», — убеждал поэт колеблющихся современников. Там, где дело касалось русской истории, призывы к уничтожению были особо страстными. «Русь!.. Сгнила?.. Умерла?.. Подохла?.. Вечная память тебе», — глумилась партийная печать, открыто заявляя, что в России нет теперь национальной власти («У нас власть интернациональная!»). «Политически оскорбительными», «ложноклассическими», годными только в утиль были объявлены не только памятники «царям и их слугам», но и памятник Минину и Пожарскому в Москве, памятник «Тысячелетие России» в Новгороде и тысячи других замечательных произведений. Разумеется, никто не собирался щадить и религиозные чувства русского народа. Наступление на храмы и церкви, начатое сразу же после революции, не останавливалось ни на минуту и велось с какой-то маниакальной настойчивостью.
Решение построить храм — памятник героям Отечественной войны, было принято Александром I сразу же после изгнания французов из России. Право стать его создателями оспаривали выдающиеся архитекторы того времени: Воронихин, Кваренги, Жилярди. Но победил в конкурсе проект К. Витберга, наиболее понравившийся императору.
Начавшееся на Воробьевых горах строительство сразу же столкнулось с трудностями. Обнаружилась непрочность почв под фундаментом, утонули шедшие к месту строительства баржи с мрамором, под носом у Витберга стали разворовывать казенные деньги... Пытаясь спасти положение, незадачливый строитель прибыл в Петербург, но император Александр не успел за него заступиться. Он вскоре скончался. Вступивший на престол Николай I приказал «приостановить работы», а начавшийся затем судебный процесс и вовсе похоронил проект Витберга.
Во вновь объявленном конкурсе победителем оказался К. Тон, представивший великолепный храм в «русско-византийском» стиле. Утвердив проект, Николай сам выбрал и место для строительства храма — Алексеевский монастырь. Здесь в 1612 году находился штаб князя Пожарского, в этом же районе Москвы решалась судьба российского государства в тяжелейший момент битвы с поляками.
Государь повелел строить храм «лучшими материалами и работою» и выразил особое желание, чтобы росписи храма напоминали «о милостях Господних, ниспосланных на Россию в течение всех девяти веков ее истории». Автором многих сюжетов росписей храма, и канонических, христианских, и связанных с историей России, стал знаменитый московский митрополит Филарет, а над воплощением его идей трудились лучшие скульпторы и художники России: Суриков, Маковский, Верещагин, Семирадский, Рамазанов, Клодт, Логановский...
Стены храма украшали изображения и горельефы главных «молитвенников и заступников Земли Русской». Особо была представлена летопись борьбы русского народа с полчищами Наполеона. Имена героев 1812 года были начертаны на 177 мраморных досках, расположенных в нижней круговой галерее храма.
По богатству использованных материалов, великолепию отделки с храмом Христа Спасителя мало что могло сравниться в России. Строился он на народные деньги. Последний бедняк считал своим долгом отдать на него «хоть копеечку». Все работы выполнялись неспешно, с особой тщательностью. Продолжались они более 40 лет!
Освящение состоялось 26 мая 1883 года и было совмещено с днем коронации Александра III, что лишний раз должно было подчеркнуть значимость храма Христа Спасителя, призванного стать вторым после Кремля духовным центром России.
До революции храм Христа Спасителя играл в жизни России весьма заметную роль. Здесь не только шли службы, крестные ходы, но и отмечались всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие дома Романовых…
В августе 1917 года в храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором Россия после 200-летнего перерыва вновь обрела своего Патриарха — святейшего Тихона. Здесь же в 1918 году были пропеты и знаменитые анафемы всем, кто разрушает Россию, проливая кровь в братоубийственной войне.
Последнее десятилетие жизни храма проходило в условиях жесточайшего гонения на Русскую Церковь. В 1922 году по доносу был арестован его причт. В этом же году из него были изъяты церковные ценности, в том числе 8 больших алмазов и свыше 500 бриллиантов.
В середине 1920 годов жизнь в храме Христа Спасителя начала окончательно угасать. После того как его отняли у патриаршей Церкви и передали «обновленцам», пошедшим на поводу у новой власти, большинство прихожан перестали ходить сюда на службу. Но даже и в таком поруганном виде «исполинский храм», продолжавший оставаться «знамением русской народной силы», живым воплощением извечной российской формулы «Мы русские — с нами Бог», все еще вызывал раздражение у большевиков. В 1931 году после долгой и бесстыдной кампании в печати они приступили к его физическому уничтожению, чтобы тем самым отделить и Господа от России.
В уничтоженном русском храме их одних ли вина? Не лежит ли она и на всех нас, отошедших тогда от Бога? Покаемся...