В конце ноября ФГУП «Росспиртпром» объявил о начале выпуска «дешевой, но качественной водки» с отпускной ценой с завода — 53 рубля за 0,5 литра. С помощью «казенной водки» государство планирует решить проблему массовых отравлений спиртными напитками. По оценкам экспертов, это крайне неудачное решение для выхода из кризиса, сложившегося на рынке алкоголя.
Идея производства «доступной государственной водки» продвигалась давно. По мнению вице-президента Национального союза участников алкогольного рынка (СУАР) Петра Каныгина, высказанному в начале ноября на «круглом столе» в ТПП России, в массовых отравлениях виновато как раз «отсутствие на рынке дешевой легальной водки». Впрочем, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству Петр Щелищ еще тогда высказался против идеи социальной водки. «Следует бороться с пьянством, стимулируя потребление более слабых напитков», — сказал он.
Однако не прошло и месяца, как концепция «государственной водки» начала воплощаться в жизнь.
Эксперты считают, что водка от «Росспиртпрома» не сможет отвлечь любителей суррогата на себя. Ведь по статистике, представленной тем же П. Каныгиным, около 15% рынка крепкого алкоголя «держат» аптечные настойки и непищевые (технические) спиртосодержащие жидкости, стоимость которых находится в диапазоне от 8 до 25 руб. за флакон. Чтобы такой потребитель отвернулся от суррогатов и перешел на «качественную дешевую водку», стоимость ее не должна превышать 30—40 руб., между тем при отпускной цене 53 руб. цена бутылки в розницу будет не менее 60 руб.
Скорее всего появление новой марки приведет к переделу легального рынка крепких спиртных напитков с захватом определенной доли на нем новой водкой. Эксперты отмечают, что момент для вывода новой марки на рынок удачен: разговор о социальной качественной водке на волне дебатов последних месяцев послужит бесплатной рекламой продукту, а административный ресурс обеспечит новому товару место на полках магазинов.
Между тем существуют опасения, что появление дешевого спиртного и сопровождающая этот процесс реклама может только ухудшить ситуацию с алкоголизацией населения. По оценкам зампредседателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Николая Герасименко, 40 тыс. погибающих от злоупотребления алкоголем в год — лишь вершина айсберга: это люди, непосредственно умершие в процессе пьянки. Реальная же цифра смертей, первопричиной которых является выпивка, гораздо выше и составляет около 550—700 тыс. ежегодно, и это реальная угроза для будущего страны. Суррогаты ответственны примерно лишь за 15% всех смертей, вызванных алкоголем, остальные вызваны передозировкой вполне качественного продукта.
По мнению представителей Минздрава, для снижения «алкогольной смертности» водка должна не дешеветь, а дорожать. Это подтверждает и статистика прошлых лет: наименьшее количество смертей от алкоголя (и общее снижение смертности в стране) было зафиксировано в 1987—1988 годах как результат «антиалкогольной кампании», когда спиртное было наименее доступно.
Уменьшается смертность и при увеличении потребления количества выпитого вина и слабых алкогольных напитков. Что же касается дешевой водки, то ее производство в сложившихся обстоятельствах кажется циничным и неэффективным решением с точки зрения заявленных задач.