Аутсорсинг в области клининга не только укрепляет позиции отраслевого рынка, но и способствует развитию бизнеса отечественных компаний, высвобождая их внутренние ресурсы для непосредственной профильной деятельности.
Клининг (с англ. cleaning – чистка, уборка) – это профессиональная уборка помещений (офисов, торговых комплексов, отелей, коттеджей, квартир и т.д.) от разовых работ до больших контрактов, предусматривающих услуги промышленных альпинистов, силами специализированных компаний.
На Западе этот вид бизнеса как отдельная отрасль экономики, лежащая на стыке промышленной санитарии, экологии и химии, зародился, по некоторым данным, более ста лет назад. Последние 25—30 лет он активно развивается: появились, оформились в отдельные направления, строго регламентированы и сертифицированы методы и технологии профессиональной уборки.
Это огромная отрасль с оборотом в десятки миллиардов долларов, научными институтами, мощной системой подготовки кадров, новейшим оборудованием и т.д., в которой занято до 7% трудоспособного населения Европы. Международная ассоциация компаний индустрии чистоты (МАКИЧ) оценивает ежегодный оборот европейского рынка клининговых услуг почти в 30 млрд евро. В Европе силами клининговых фирм обслуживается свыше 56% нежилой недвижимости, в США – свыше 80%, а у нас не более 5—10%.
Формирование отрасли
В России услуги по организации профессиональной уборки появились в начале 1990-х годов, что связано в основном с приходом в нашу страну зарубежных компаний с их высокими стандартами ведения бизнеса. Сегодня индустрия чистоты успешно развивается в Москве, Санкт-Петербурге и во многих (преимущественно нефтяных) регионах, крупных промышленных и курортных центрах (Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Сочи, Казань, Воронеж и др.). По данным МАКИЧ, львиная доля российского клинингового рынка приходится на Москву, где обращается от 80 до 100 млн долл. в год. Прибыльность бизнеса оценивается примерно в 15—20%, хотя отдельные контракты могут принести и 40%.
Результаты исследования Департамента консалтинга РБК свидетельствуют, что объем заказов у крупных клинеров растет на 30—100% в год, они обслуживают практически все виды помещений: офисные, торговые, жилые, складские и производственные, а также прилегающие к ним территории.
В Москве спрос на клининговые услуги распределяется главным образом между торговыми и офисными помещениями — в совокупности эти два сегмента занимают 80—85% рынка. Остальные 15—20% приходятся на промышленный и транспортный сегменты, медицинские и образовательные учреждения, жилые помещения, а также объекты досуга.
Перспективы московского рынка клининговых услуг эксперты оценивают оптимистично. Компании, обслуживающие корпоративных клиентов, будут значительно увеличивать свои объемы еще 5—7 лет. В среднем рынок растет сейчас на 30—40% ежегодно, и условий для торможения не предвидится.
В Петербурге клинингом занимаются более полутора сотен фирм численностью от 30 до 140 сотрудников, часть людей для экономии выведена за штат.
Созданная в России Международная ассоциация компаний индустрии чистоты объединяет клининговые компании, поставщиков оборудования и химических средств, учебные центры, исследовательские организации, профессиональные издания.
Все это говорит о том, что сформировалась отечественная клининговая отрасль, задача которой – поддержание чистоты в помещениях и снаружи зданий.
Осознанная выгода
Возросший интерес к клинингу вполне понятен. Руководители компаний начинают осознавать, что аккуратный офис, чистое производственное помещение – один из факторов конкурентоспособности фирмы, а также залог здоровья и высокой работоспособности ее сотрудников.
Кроме того, при непрофессиональном уходе срок службы интерьера и его деталей сокращается в 1,5 раза, а затраты на эксплуатацию помещения увеличиваются из-за необходимости внепланового косметического и даже капитального ремонта. Уборка помещений – это в первую очередь умение грамотно обращаться с новыми, высокотехнологичными материалами, которые использовались при создании дизайна помещения.
Чем больше фирма, тем выгоднее сконцентрироваться непосредственно на своем бизнесе, а уборку отдать на аутсорсинг. Это обеспечит высокое качество выполнения работ и позволит добиться наилучших результатов благодаря профессиональной подготовке сотрудников клининговых компаний, наличию у них профессионального оборудования, правильному использованию химических средств и совершенствованию технологий, соблюдению графика выполнения работ и т.д.
Экономические расчеты показывают, что для обслуживания помещений до
Услуги
Перечень услуг клининговых компаний весьма широк. Большинство из них в соответствии с ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений» классифицируют по следующим признакам:
· технологическому;
· виду убираемых объектов;
· периодичности выполнения услуг.
Прописаны и мероприятия по уборке и уходу за поверхностями внутри и снаружи зданий, сооружений, на прилегающей территории, а также наименования операций по уборке и уходу различных видов поверхностей, заданы критерии их качества после обработки и метод контроля.
Чаще всего компании заказывают ежедневную комплексную уборку помещений и прилегающих территорий, которая может проводиться в любое оговоренное договором время.
Иногда клининговые компании предлагают услуги по озеленению помещений и прилегающей к зданию территории, обслуживание газонов, борьбу с насекомыми и грызунами, промышленный альпинизм. Некоторые компании берут на себя обслуживание коммуникаций, вывоз мусора, чистку крыш от снега и сосулек, установку кабельных систем обогрева водостоков на крышах зданий, стирку спецодежды, охрану, почтовую и курьерскую доставку и пр.
Стоимость услуг зависит от многих факторов, в том числе от площади помещения, вида обрабатываемых при уборке поверхностей, количества мебели в помещении, уровня грязезащиты на входе, необходимости удаления отдельных пятен, возможности применения механизированной уборки и даже количества работников и посетителей в офисе, торговом зале. В среднем ежедневная уборка
Хочется праздника
Больше всего раздражают неопрятные санузлы и рабочие столы, замызганная оргтехника, грязь в столовых и на полу, в дождевых подтеках окна. Чистота же успокаивает нервы и повышает производительность труда, снижает заболеваемость сотрудников. Регулярная уборка помещений дает скрытую прибыль, сокращая затраты на оплату больничных листов сотрудников и на косметический ремонт и приобретение новой мебели. Индустрия чистоты призвана обеспечивать здоровую, комфортную среду обитания, ощущение праздника, тем более в преддверии наступающего Нового года.
Преимущества и экономическая выгода аутсорсинга
· Уборку производят специально обученные работники.
· Используются сертифицированные химические чистящие и моющие средства.
· Применяются специальная техника, оборудование, инвентарь.
Работа выполняется по современным методикам и технологиям.
У заказчика высвобождаются средства — неизбежные выплаты при организации собственной клининговой службы:
· Расходы на заработную плату сотрудников.
· Прямые налоги и отчисления с заработной платы.
· Косвенные налоги (с выручки и НДС).
· Выплаты отпускных, больничных и прочих социальных выплат.
· Расходы на исследование рынка оборудования, химикатов, расходных материалов, спецодежды, а также их приобретение и доставку.
· Расходы на ремонт оборудования и запасные части.
· Оплата дополнительной работы бухгалтерии, водителя, управляющего персонала.
· Оплата работ по поиску, отбору и обучению персонала.
· Расходы на содержание склада.
· Затраты на решение внеплановых задач (замена заболевших работников, выход из строя оборудования, увеличение объемов или необходимость проведения незнакомых работ и т. д.).
· Оплата работы сторонних организаций (работ, которые не может провести собственный штат, таких как кристаллизация мраморных покрытий, химическая чистка мебели и ковровых покрытий, мытье фасадов и труднодоступного остекления).
Средняя стоимость услуг (долл. за кв. м):
· ежедневная комплексная уборка — 0,7—2,0;
· чистка ковров — 0,65—3,0;
· восстановление мраморных покрытий — 20—60;
· мойка окон — 0,7—1,5.
К сведению
Государственный стандарт Российской Федерации от 07.11.2002 ГОСТ Р 51870-2002 «Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений» устанавливает общие технические требования к услугам по уборке (внутри и снаружи) зданий и сооружений, прилегающей территории, по уходу за оргтехникой, компьютерами, мебелью, полами, деталями отделки внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений, а также требования безопасности услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды.
Настоящий стандарт является основополагающим при разработке нормативных документов на конкретные виды услуг по уходу и уборке.