Страны, входящие в состав Европейского союза, значительно различаются по уровню социально-экономического развития. Причем в последнее время их дифференциация заметно усилилась после присоединения новых государств. Поэтому ЕС проводит активную политику государственной поддержки отстающих регионов, финансовую основу которой в 2007—2013 годах составят ассигнования в размере 307,6 миллиарда евро.
Главные цели региональной политики Европейского союза можно объединить в три группы.
Важной целью является сближение уровней социально-экономического развития стран ЕС, на которое будет направлено 81,7% выделяемых средств.
Основным критерием для получения денег регионами здесь служит показатель ВВП на душу населения. Большую часть ассигнований направят в государства, где этот параметр ниже 75% от среднего для Евросоюза уровня. А странам, в которых ВВП на душу населения ниже 90% от среднего по ЕС показателя, достанется 20% государственной помощи.
Вторая цель — повышение конкурентоспособности хозяйственных комплексов отстающих стран и уровня занятости. На ее реализацию предполагается выделить 15,8% ассигнований. При решении проблемы безработицы главный акцент делается не на увеличении пособий, а на создании возможностей для переквалификации кадров.
В качестве третьей цели служит развитие пограничных регионов и трансграничное сотрудничество (с участием нескольких стран). Сюда предполагается затратить 2,44% ассигнований.
Главными инструментами реализации региональной политики Европейского союза выступают три структурных фонда различной направленности:
· Европейский фонд регионального развития (инвестиции в инфраструктуру, создание рабочих мест, проекты местного значения);
· Европейский социальный фонд (поддержка безработных и социально слабых групп населения);
· Европейский фонд объединения (содействие наименее богатым странам во внедрении инноваций в защиту окружающей среды и трансевропейские сети).
Успешным примером реализации региональной политики, по словам Кристалины Георгиевой, главы представительства ВБ в России, стала программа поддержки Ирландии (превращение в «Кельтского тигра»). К моменту вступления в Евросоюз она была самой бедной страной, в которой большинство детей ходили в школу лишь до 11 лет. При формировании программы особое внимание уделялось стабильности макроэкономических показателей (как и в России) и масштабным инвестициям в человеческий капитал (финансированию образования и здравоохранения).
Объем финансовой помощи Литве в 2004—2006 гг. составит свыше 2,6 млрд евро. Таким образом, поддержка ЕС равняется около 20% литовского национального бюджета, почти достигнув 4% ВВП (этим максимумом ограничивается возможная помощь Евросоюза). Самая большая часть средств идет на реструктуризацию экономики тех областей, в которых уровень ВВП на душу населения составляет менее 75% среднего показателя по ЕС. Инвестиции получают в первую очередь сельскохозяйственные холдинги, фермерские хозяйства, рыболовство, малые и средние предприятия.