Нынешняя осень запомнится беспрецедентным ростом инвестиций в российскую экономику, который в октябре составил 19,1% (по сравнению с сентябрем). А по итогам года МЭРТ ожидает увеличения капиталовложений до 13,2%. Однако благотворный финансовый дождь далеко не на всех прольется одинаково, ведь Россия вступает в новую фазу экономического развития, для которой характерны «полюса» роста. Отстающим регионам достанется утешительный приз — жиденькая помощь из федерального бюджета
Сегодня в нашей стране, по словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, прозвучавшим на экономическом форуме в Туле, сложились все условия для прорыва в области экономики и, как следствие, в сфере потребления. МЭРТ уже готов повысить прогноз темпов прироста ВВП на текущий год до 6,9%, что почти на полпроцента превышает прошлогодний показатель.
Но большинство российских регионов уже полностью реализовали свой потенциал, созданный в советские времена, и использовали ценовые преимущества, возникшие после дефолта
На V конгрессе по региональным инвестициям, организованном Рейтинговым агентством «Эксперт» при информационной поддержке нашей газеты, был представлен «Рейтинг инвестиционного климата российских регионов», в котором выделены области, сумевшие создать наиболее благоприятные условия для привлечения капвложений. Если сравнить его данные с «Консолидированным рейтингом развития регионов», который сделала «ЭЖ» (см. № 38), то можно определить территории, наиболее перспективные для инвестиций.
Двадцатка лидеров совпадает более чем наполовину в обеих классификациях. На верхушку рейтинга попали столица и Московская область. Агентство внесло их в число успешных регионов за самый большой финансовый и производственный потенциал. Наша газета отметила высокий уровень инвестиций в основной капитал и хороший показатель заработной платы (2-е место по стране).
Северная Пальмира также занимает призовые места в обоих рейтингах. Агентство обращает внимание потенциальных инвесторов на 2-е место по уровню трудового потенциала и инфраструктуры, большую емкость потребительского рынка. «ЭЖ» выделяет показатель инвестиций и зарплату свыше 12 тыс. руб. в месяц.
Одним из новых «полюсов» роста стал Краснодарский край, администрация которого прикладывает большие усилия для продвижения инвестиционных проектов на своей территории. По оценке «Эксперта», в области много квалифицированных кадров (4-е место) и хорошо развит потребительский рынок (6-я позиция). В нашем рейтинге высокую ступеньку регион заслужил благодаря инвестициям в основной капитал (7-й показатель) и индексу промпроизводства, который более чем в 2 раза превышает общероссийский уровень.
По вполне понятным причинам в лидирующую группу обоих рейтингов вошла Тюменская область. В первой классификации отмечается ее финансовый потенциал (2-е место по стране), что неудивительно при нынешних ценах на черное золото, и 3-я позиция по уровню производственных возможностей. Во второй — акцентируется внимание на размере инвестиций в основной капитал (1-е место) и определенных успехах в реализации демографической политики.
Нефтяной фактор помог и Татарстану завоевать доверие специалистов, формировавших оба рейтинга. Агентство присвоило 6-е место республике за стабильные институциональные условия. Несмотря на возможности сырьевого сектора, такую же позицию занял его инновационный потенциал В классификации нашей газеты высок показатель инвестиций в основной капитал (5-е место).
Челябинская область заслужила позитивные оценки «Эксперта» благодаря инновационному потенциалу (8-е место) и необходимой для этого высокой квалификации своих кадров (9-я позиция). В нашем рейтинге регион выделился «несчастливым» 13-м местом по инвестициям в основной капитал, которое тем не менее позволило ему войти в двадцатку «передовиков капиталистического соревнования».
Сибирская столица академической науки тоже претендует на звание «полюса» роста. Рейтинговое агентство, как и следовало ожидать, отмечает инновационный потенциал Новосибирска (7-я позиция), а «ЭЖ» — индекс промпроизводства, на 3% превышающий средний показатель по стране.
К группе лидеров скоро присоединятся области, на территории которых федеральный центр намерен активно использовать инструменты государственной региональной политики. Самый мощный из них — Инвестиционный фонд, средства которого послужат катализатором развития ряда регионов (см. табл.). Общий размер государственных и частных капвложений (в соотношении 1 : 5) составит свыше 30 млрд долл.
Львиную долю Инвестфонда получат проекты, связанные с обеими столицами. Но значительная часть средств все же пойдет в восточном направлении. Так, на сооружение нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске будет затрачено 600 млн долл.
А в Нижнем Приангарье будет реализован проект, размер которого равен 213,9 млрд руб. За счет государственных средств здесь будут построены ЛЭП для выдачи мощности Богучанской ГЭС (БоГЭС), реконструированы автодороги и железнодорожные ветки.
Из шести особых экономических зон только две будут созданы в регионах, не вошедших в число признанных лидеров (в Томске — технико-внедренческая, в Липецке — промышленно-производственная). Перечень туристско-рекреационных ОЭЗ будет утвержден в ближайшее время, а портовые ждут своего часа, когда в законодательство будут внесены соответствующие поправки.
В начале
Основная же часть инструментов государственной региональной политики нацелена на стимулирование экономического роста в ограниченном числе субъектов Федерации. По словам Юрия Перелыгина, руководителя департамента Минрегиона, время отраслевого развития закончилось, наступил этап развития регионов. И, судя по направленности линейки инструментов МЭРТ, круг этих областей будет узким.
Перспективы же большинства регионов нельзя назвать слишком радужными. Они будут получать средства в рамках межбюджетных отношений на поддержание… минимального социально-экономического уровня.
К сожалению, пока нет даже четко обозначенных критериев для определения этого минимума. А они нужны, так как регионам необходимо знать, кому и по каким правилам будут выделяться средства господдержки. Ведь существуют же прозрачные процедуры предоставления ассигнований, например, в Европейском союзе. Правда, держать в узде региональных лидеров гораздо проще в условиях финансовой неопределенности, тем более при урезанной налоговой базе.