«Большинство транспортных предприятий России сегодня работает с нулевой доходностью, а треть стала убыточной из-за безудержного и экономически не оправданного роста цен на топливо».
Такое заявление сделал президент Союза транспортников России Виталий Ефимов в конце ноября на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
Доля топлива в издержках предприятий за последние годы выросла с 20 до 50%. Подобная динамика цен приносит узкому кругу энергетических компаний сверхприбыли, а большинству — низкую рентабельность, убытки, застой и разорение. Например, автотранспортные предприятия сворачивают деятельность и распродают подвижной состав, железнодорожники, как и все остальные, «уходят в тень». Авиаторы за последний год подняли цены в 2 раза, существенно снизив количества полетов, особенно по социально значимым северным направлениям.
Подобная ситуация, по мнению главы Союза транспортников, вызвана неуклюжей экономической политикой Правительства, которое ориентируется на расчетную базу повышения цен и тарифов, предоставленную монополистами и таким образом вступает с ними в ценовой сговор. «В нефтяной державе нет объективных причин для роста цен на бензин с
В этой связи особенно актуальна проблема создания и принятия пакета законодательно-правовых актов прямого действия, обеспечивающих экономически обоснованное ценообразование на топливном рынке. Пока не будет создана правовая база прямого действия, борьба с коррупцией малоэффективна.
По мнению директора Национального института развития РАН Михаила Гельвановского, беда в том, что нынешняя модель российской экономики обслуживает глобалистские интересы основных игроков мирового рынка, поэтому в России создана экономика отдельных отраслей, а остальные потихоньку умирают.
Члены СФ, ученые, производственники и эксперты на парламентских слушаниях пришли к выводу: чтобы из эклектичной бюрократично-олигархической системы создать нормальный реальный рынок, нужны экономические механизмы (в частности, фондовые рынки, биржи), закон о ценах и государственный орган, отвечающий за ценовую политику, а также инструменты снижения рыночных «возмущений».