Федеральный закон «О бухгалтерском учете» не указывает на необходимость наличия оттиска печати на товарной накладной. Можно ли принять на учет продукцию, поступившую по накладной без печати поставщика? Не будет ли такая накладная препятствовать получению вычета по НДС?
И. Смирнова, Новосибирская обл.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон) первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату его составления, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностных лиц, ответственных за совершение этой операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Действительно, в данной норме оттиск печати не включен в перечень обязательных реквизитов. Однако следует обратить внимание на то, что этот перечень относится только к первичным документам, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм. Иные документы должны соответствовать утвержденным формам.
Унифицированная форма № ТОРГ-12 товарной накладной утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132. Данная форма предусматривает в качестве обязательных реквизитов оттиски печатей как отпускающей, так и принимающей товар организаций.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ одним из условий применения вычетов по НДС является принятие товаров на учет при наличии соответствующих первичных документов. Налоговый орган может отказать в праве на вычет по продукции, принятой к учету по товарной накладной, на которой отсутствует оттиск печати поставщика, поскольку такая накладная не соответствует утвержденной форме. Следует признать, что эта позиция, во всяком случае, не будет противоречить п. 2 ст. 9 Закона.
Учитывая изложенное, можно порекомендовать принять ценности к учету в порядке, предусмотренном для неотфатурованных поставок.
Согласно п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (далее — Указания), неотфактурованными поставками считаются материальные запасы, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование, платежное требование-поручение или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).
В соответствии с п. 37 Указаний неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов. Такой акт составляется не менее чем в двух экземплярах. Оприходование неотфактурованных поставок производится на основании первого экземпляра указанного акта. Второй экземпляр направляется поставщику. Типовая межотраслевая форма № М-7 акта о приемке материалов утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а.
Таким образом, при поступлении продукции по товарной накладной без оттиска печати поставщика организация сможет принять данную продукцию на учет после составления указанного акта. Соответственно после этого налогоплательщик получит право на применение вычета по НДС при соблюдении всех прочих необходимых для этого условий.
Однако в дальнейшем все же стоит для перестраховки запросить у поставщика надлежащим образом оформленную товарную накладную. В данном случае составление акта формы № М-7 необходимо прежде всего для скорейшего принятия продукции к учету.