Постановлением от 30.12.2006 № 865 Правительство РФ утвердило Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей. Поговорим о том, почему был принят этот документ и что он меняет.
Под двумя законами
Обычно подзаконный правовой акт детализирует закон, во исполнение которого он принимается. Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 (далее — Положение), в этом отношении неординарно. Оно развивает нормы сразу двух законов: от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». В первый из них в последнее время были внесены значительные изменения, а второй, можно сказать, просто новый (мы писали о нем в «Теме номера» «БП» № 2, 2007. — Прим. ред.).
Следует отметить, что изменения законодательства в данной сфере являются следствием стремления руководства страны улучшить демографическую ситуацию в России, которая, по оценкам специалистов, близка к катастрофической.
Положение заменило собой ранее действующее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883. Оно вступило в силу 10 января 2007 года и распространяется на правоотношения, возникшие с нового года.
Сразу отметим, что в Положении появился порядок назначения и выплаты нового вида пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, установленного Законом от 05.12.2006 № 207.
В целом Положение регулирует назначение и выплату следующих пособий:
1) пособия по беременности и родам;
2) единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
3) единовременного пособия при рождении ребенка;
4) единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью;
5) ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В отношении второго из перечисленных видов лишь констатируем, что данное пособие выдается практически в прежнем порядке, да и его размер, к сожалению, остался прежним — 300 рублей.
При утверждении Положения Правительство РФ поручило Минздравсоцразвитию РФ, ФСС РФ, а также другим заинтересованным министерствам и ведомствам давать разъяснения по его применению. Будем надеяться, что эти разъяснения не будут препятствовать гражданам реализовывать свои права, предусмотренные законодательством.
До и после рождения
Пункт 5 Положения содержит перечень лиц, имеющих право на пособие по беременности и родам. В подпункте «б» данного пункта теперь названы также женщины, уволенные в связи с прекращением:
· физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
· полномочий частных нотариусов;
· статуса адвоката;
· деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит госрегистрации и (или) лицензированию.
Перечисленные женщины имеют право на данное пособие в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными. Соответственно расширен и перечень документов, необходимых для назначения пособия данным категориям лиц.
Они должны дополнительно представлять решение территориальных органов Федеральной налоговой службы о госрегистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения полномочий частных нотариусов, прекращения статуса адвоката и прекращения деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит госрегистрации и (или) лицензированию.
Согласно п. 9 Положения пособие по беременности и родам назначается и выплачивается всем женщинам за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам.
СПРАВКА
Ранее данное пособие назначалось и выплачивалось за число рабочих дней женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, и женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях когда выплата этого пособия предусмотрена международными договорами.
Изменилась и формулировка определения размера пособия, назначаемого этим женщинам: исключено условие о необходимости учета непрерывного трудового стажа. Согласно подп. «а» п. 8 пособие им выплачивается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
СПРАВКА
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона № 255-ФЗ размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер, установленный Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на очередной финансовый год. Согласно ст. 13 Закона от 19.12.2006 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» за полный календарный месяц размер данного пособия в 2007 году не может превышать 16 125 рублей.
С пополнением!
Говоря о единовременном пособии при рождении ребенка, прежде всего необходимо отметить повышение его размера с 6000 до 8000 рублей.
Расширен перечень документов, представляемых для назначения данного пособия с учетом ранее не упоминавшихся категорий лиц. Согласно подп. «д», «е» и «ж» п. 24 Положения необходимо представить:
· лицу, заменяющему родителей (опекуну, усыновителю, приемному родителю), — выписку из решения об установлении над ребенком опеки (копию вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, копию договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью);
· иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, а также беженцам, в случае если назначение и выплата пособия осуществляется органом социальной защиты, — копию документа, удостоверяющего личность, с отметкой о выдаче вида на жительство или копию удостоверения беженца;
· иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно проживающим на территории РФ и не подлежащим обязательному социальному страхованию,— копию разрешения на временное проживание по состоянию на 31 декабря 2006 года.
Прощай, детдом!
Как уже отмечалось, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью ранее не предусматривалось законодательством.
Согласно п. 27 Положения право на данное пособие имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей при усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей, если родители:
· неизвестны, умерли, объявлены умершими, признаны безвестно отсутствующими;
· признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
· по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка;
· находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
· отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
· уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
· лишены родительских прав или ограничены в них.
ВНИМАНИЕ!
Из подп. «д» п. 24 Положения следует, что единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается лицу, заменяющему родителей (опекуну, усыновителю, приемному родителю). Эти же лица имеют право и на пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. При этом Положение не оговаривает, что выплата первого из названных пособий исключает выплату второго. Не содержит такого ограничения и Закон № 81-ФЗ. Поэтому есть основания считать, что при передаче на воспитание в семью новорожденного ребенка указанные лица имеют право как на первое, так и на второе названное пособие.
Возникает вопрос: до какого возраста ребенок является новорожденным в целях определения наличия прав на оба пособия? Обратимся к п. 7 Положения, согласно которому при усыновлении ребенка (детей) в возрасте до 3 месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — 110 календарных дней со дня рождения ребенка (детей).
Из системного толкования п. 7, 24 и 27 Положения можно сделать вывод, что лицо, которому передан ребенок в возрасте до 3 месяцев, имеет право как на пособие при рождении ребенка, так и на пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей. В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей оно выплачивается на каждого ребенка. Для его назначения и выплаты представляются:
· заявление о назначении пособия;
· копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), либо копия договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
В случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью необходимо дополнительно представить копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей или невозможность воспитания ими детей. Перечень таких документов приведен в п. 31 Положения.
Пособие назначается и выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов органом, уполномоченным на это в соответствии с законодательством субъекта РФ. Выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций региональным бюджетам.
Учимся ходить и говорить
Перечень лиц, имеющих право на пособие по уходу за ребенком, расширился. Теперь такое право имеют неработающие жены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств в случаях, если они также проживают на указанных территориях (подп. «з» п. 35 Положения).
СПРАВКА
В 2006 году ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (так оно называлось ранее) выплачивалось в размере 700 рублей независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
Размер данного пособия повышен, его конкретная величина теперь зависит от категории лиц и количества детей. Вот что следует из ст. 44 Положения.
В размере 40% среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком пособие назначается лицам, находящимся в таком отпуске или уволенным в данный период в связи с ликвидацией организаций, а также прекращением деятельности лиц, указанных в подп. «б» п. 5 Положения.
К этой же категории относятся уволенные по разным основаниям из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ.
При этом минимальный размер пособия данной категории лиц составляется 1500 рублей в период отпуска по уходу за первым ребенком и 3000 рублей в период отпуска по уходу за вторым и последующими детьми. Его максимальный размер не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей.
Остальным категориям лиц ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым и последующими детьми.
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия суммируется. При этом он не может превышать 100% среднего заработка, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия. В этом случае при определении размера данного пособия учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.
Матери, имеющие право на отпуск по беременности и родам, после родов должны выбрать, какое пособие им получать: по беременности и родам или по уходу за ребенком. Если размер пособия по уходу за ребенком выше, то оно будет выплачиваться с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам.