После того как составлена организационная структура и определены ресурсы (см. «ЭЖ» № 38, 42, 46, 50 за
Главная цель финансового планирования — обосновать рентабельность проектных работ либо доказать обратное и при этом указать на слабые места в ресурсном плане, которые необходимо устранить для снижения издержек.
Финансовый план проекта решает несколько задач. Во-первых, он дает необходимую информацию экономическому отделу, который согласовывает ее с производственным планом предприятия, руководству, принимающему решение об утверждении или доработке проекта, а также заказчику, оплачивающему расходы.
Во-вторых, как в любом бизнес-плане, смета затрат и оценка рентабельности служат инструментом привлечения инвестиций. В качестве инвесторов и кредиторов могут выступать партнеры компании, кредитно-финансовые учреждения, частные лица и так далее. Причем если кредиторов нужно убедить в платежеспособности по займу, то инвесторам финансовый план должен дать гарантию высокой прибыли на вложенный капитал в самые короткие сроки.
В-третьих, финансовые показатели формируют количественную оценку эффективности деятельности проектной команды и позволяют управлять временем и качеством работ. Кроме того, финансовый план является основой для расчета средств, ежемесячно необходимых для ведения проекта.
Смета расходов средств бюджета
Смета расходов позволяет не только оценить стоимость проекта, но и распределить финансовые потоки между основными статьями затрат бюджета, спланировать их и ожидаемые выгоды во времени.
Составление сметы состоит из нескольких этапов. Для начала необходимо структурировать пакеты расходов, т. е. определить общие категории, а затем разбить их на конкретные объекты. Например, при расчете сметы расходов на строительство одной из основных категорий являются строительные материалы, которые, в свою очередь, состоят из конструкционных, изоляционных, отделочных и т. д.
Затем проводится анализ предполагаемых цен на объекты из пакетов расходов. Здесь, с одной стороны, имеет смысл указывать суммы с небольшим запасом, чтобы в случае непредвиденных затрат (например, роста цен на топливные ресурсы) не выйти за рамки проектного бюджета, а с другой — не стоит чрезмерно завышать стоимость расходов, поскольку это негативно отразится на инвестиционной привлекательности проекта.
Смета представляет собой таблицу, в которой сведены данные двух предыдущих этапов. В первом столбце перечисляются статьи расходов с необходимой степенью детализации, а во втором — ставятся соответствующие затраты. Итоговая сумма по всем статьям — это стоимость реализации проекта. Ее, как и остальные финансовые расчеты, принято выражать в двух валютах: национальной и долларах.
На этапе составления сметы важно сориентироваться, какая часть затрат может быть покрыта за счет собственных средств исполнителя, а какая доля должна быть сразу отнесена на единовременные расходы заказчика.
Оценка рисков
Реализации любого проекта свойственна некоторая степень неопределенности, и успех выполнения того или иного этапа работ всегда носит вероятностный характер. Поэтому для правильной оценки рентабельности необходимо проанализировать основные риски выполнения проекта.
Для этого можно составить таблицу из трех столбцов, в первом из которых перечислить возможные риски, во втором — указать их вероятность (высокая, средняя, низкая), а в третьем — способы снижения или полного устранения. При этом следует определить, за счет каких ресурсов предполагается предотвращение негативных последствий.
В расчете финансовых показателей проекта величина рисков наряду со ставкой рефинансирования учитывается при оценке коэффициента дисконтирования, позволяющего определить текущую стоимость будущих денежных потоков. Чем выше риски, тем выше ставка дисконтирования и тем ниже рентабельность проекта. Поэтому при составлении финансового плана необходимо выяснить, что окажется выгоднее — увеличить расходы на предупреждение неприятностей и заложить их в смету или сократить запланированную прибыль в процессе дисконтирования.
В практике ряда промышленных предприятий, например энергогенерирующих, существует понятие «принятые риски». Речь идет о рисках, стоимость управления которыми неприемлемо высока. При анализе руководство проекта рассматривает различные сценарии дальнейших действий в случае их наступления.
Анализ рентабельности
Чем больше ресурсов вкладывают в проект, тем выше ожидания от его результатов. Это вполне справедливо, однако во избежание неоправданно больших надежд необходимо дать четкое обоснование планируемых показателей прибыльности.
Источником для таких расчетов является план реализации проекта, в котором расходы и доходы распределены во времени в соответствии с календарным графиком выполнения работ.
Одним из наиболее наглядных финансовых показателей является величина чистой текущей стоимости денег (NPV — Net Present Value). Она показывает, какова стоимость вероятной прибыли проекта за весь срок его реализации в текущих ценах (формула 1).
Чем выше ставка дисконтирования и запланированные издержки, тем ниже NPV. Проект считается в целом убыточным, если чистая текущая стоимость меньше нуля.
Использование этого показателя целесообразно для оценки рентабельности крупных и длительных проектов, сроки выполнения которых превышают один год. Для расчета NPV более «скромных» начинаний есть другая модификация первоначальной формулы, где чистая текущая стоимость рассчитывается по месяцам (формула 2).
Еще один финансовый показатель — внутренняя норма рентабельности (IRR — Internal Rate of Return) — позволяет определить надежность проекта, оценить его устойчивость к рискам. Для расчета IRR в формуле чистой текущей стоимости NPV приравнивается к нулю и решается уравнение с одним неизвестным. Фактически внутренняя норма рентабельности — это величина ставки дисконтирования в точке безубыточности проекта. Она показывает, насколько должны быть велики риски, чтобы свести на нет все усилия заказчика получить прибыль (формула 3).
Чем выше IRR, тем выше инвестиционная привлекательность проекта, тем выше вероятность успеха. Но часто для оценки рентабельности даже этого показателя бывает недостаточно. Для заказчика важным параметром является соотношение выгод и затрат — B : Cratio — Benefits : Costs Ratio (формула 4).
Выгодами проекта называют величину прибыли предприятия, запланированную в итоге реализации проекта. Если она превышает сумму затрат в течение срока выполнения работ, проект считается рентабельным и наоборот. Этот показатель часто используют для сравнения двух проектов или различных вариантов одного с целью определения наиболее выгодного.
В результате расчетов получают наглядную картину финансовой состоятельности разработанных организационных, ресурсных, календарных планов. При недостаточно высокой рентабельности необходимо скорректировать основные плановые характеристики проекта, в том числе смету расходов средств бюджета.
Финансовое планирование — это основной инструмент подготовки к выполнению проектных работ. Оно, в хорошем смысле слова, опускает участников проектной команды с небес на землю и позволяет адекватно оценить и сравнить выгоды и издержки, к которым приведет реализация их идей.
Но, несмотря на кажущуюся простоту, финансовый анализ требует высокой квалификации и тщательной проверки данных и результатов расчетов. Будучи одним из основных методов проектного менеджмента, он должен применяться ради достижения цели повышения эффективности работы компании-заказчика, а не для увеличения прибыли исполнителя.
Комментарий специалиста
ЛЕОНИД ГОДЗИКОВСКИЙ, «ПРОЕКТНО-КОНСАЛТИНГОВАЯ ФИРМА ТАЛГАР»:
— Данная методика расчетов приемлема при достаточно высокой степени определенности в проекте, полной информации о прототипах и прецедентной базе. Она может быть использована для проектов промышленного и гражданского строительства, при проведении планового ремонта или модернизации не выработавшего свой ресурс сложного оборудования и установок.
При общей высокой степени неопределенности в проекте методика может работать только на фазах с достаточной прецедентной базой.
Например, разработка новых месторождений полезных ископаемых в своем начальном периоде не имеет достаточно примеров, что вызывает широкий разброс оценок по объемам и извлекаемости полезных ископаемых. На этой фазе проекта методика не сработает. Однако она может быть использована при более позднем расширении объемов работ на том же месторождении.
Формулы расчета
Формула 1
n
NPV = {е [(Bt — Ct) : (1 + i)t]} — C0,
t = 1
где: t — год реализации проекта (1-й, 2-й и т. д.), n — срок реализации проекта (целое количество лет), Bt — выгоды проекта за год t, Сt — издержки проекта за год t, i — ставка дисконтирования (ставка рефинансирования + величина рисков, %), С0 — первоначальные инвестиции в проект.
Формула 2
n
NPV = {е [(Bt — Ct) : (1 + i :12)t]} — C0,
t = 1
где: t — месяц реализации проекта (1-й, 2-й и т. д.), n — срок реализации проекта (целое количество месяцев), Bt — выгоды проекта за месяц t, Сt — издержки проекта за месяц t,
i — ставка дисконтирования (ставка рефинансирования + величина рисков, %), С0 — первоначальные инвестиции в проект до реализации.
Формула 3
n
{е [(Bt — Ct) : (1 + i)t]} — C0 = 0
t = 1
Формула 4
n
е Bt : (1 + i)t
t = 1
B : Cratio =
n
е Ct : (1 + i)t
t = 0