Профессиональное непрерывное

ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ
| статьи | печать

Около десяти лет назад специалистами Мирового банка был подготовлен и опубликован доклад о развитии российского образования. В нем наряду со многими достоинствами советской системы образования отмечалось и то, что в меняющейся ситуации она должна обеспечивать формирование такого качества, как профессиональный универсализм, способность менять сферы и способы деятельности на достаточно высоком уровне.

 

Последующие исследования в области рынка труда позволили вывести формулу, которую можно сформулировать таким образом: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник не отрицает качеств хорошего специалиста, то есть определенной специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — это еще и человек, способный работать в команде, принимать самостоятельные решения, человек, который инициативен, компетентен. В данном случае компетентность — это способность правильно действовать в ситуации неопределенности.

Работодатели от компетентного экономиста ждут, что он будет аналитиком, творческим исследователем, способным познать управляемый объект как противоречивую систему, активно взаимодействующую с окружающей средой. Причем увидеть ее не в статике, а в динамике, в процессе постоянного совершенствования. Отсюда другая требуемая черта профессионального экономиста — новаторство, постоянный поиск проектов различных нововведений с коротким сроком окупаемости, современное обновление физически и морально устаревшего оборудования, технологий и организационных структур. При этом особое значение приобретают знания и умение эффективно управлять финансами. Для этого необходимо владеть современными методами экономического анализа, быть знатоком рынков кредитных ресурсов и ценных бумаг.

Естественно, научить этому сложно. Аналитические способности, профессиональные навыки формируются и развиваются в процессе практической деятельности. Поэтому определенное конкурентное преимущество перед выпускниками очной формы обучения имеют специалисты, получающие второе высшее образование.

По данным ВЦИОМ 2005 г., около 30% служащих говорят о том, что они работают не по специальности и им не хватает профессиональных знаний. Выход они видят в получении второго высшего образования, причем 32% опрошенных собираются получать это образование в сфере экономики и финансов.

Это подтверждает Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы. В этом документе отмечается, что непрерывное образование взрослых создает условия постоянного карьерного и личностного роста в течение всей жизни.

Потребность во втором образовании в течение ряда лет не снижается, о чем свидетельствуют цифры набора. Студенты приходят получить профессиональную подготовку, уже имея опыт работы по специальности. Это позволяет им избежать разочарования в выбранной специальности и неадекватной самооценки своих профессиональных качеств. У них уже есть некоторый опыт работы, а требуемые знания и необходимую профессиональную компетенцию они могут получить в стенах вуза.