Около десяти лет назад специалистами Мирового банка был подготовлен и опубликован доклад о развитии российского образования. В нем наряду со многими достоинствами советской системы образования отмечалось и то, что в меняющейся ситуации она должна обеспечивать формирование такого качества, как профессиональный универсализм, способность менять сферы и способы деятельности на достаточно высоком уровне.
Последующие исследования в области рынка труда позволили вывести формулу, которую можно сформулировать таким образом: необходим переход от хорошего специалиста к хорошему сотруднику. Хороший сотрудник не отрицает качеств хорошего специалиста, то есть определенной специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — это еще и человек, способный работать в команде, принимать самостоятельные решения, человек, который инициативен, компетентен. В данном случае компетентность — это способность правильно действовать в ситуации неопределенности.
Работодатели от компетентного экономиста ждут, что он будет аналитиком, творческим исследователем, способным познать управляемый объект как противоречивую систему, активно взаимодействующую с окружающей средой. Причем увидеть ее не в статике, а в динамике, в процессе постоянного совершенствования. Отсюда другая требуемая черта профессионального экономиста — новаторство, постоянный поиск проектов различных нововведений с коротким сроком окупаемости, современное обновление физически и морально устаревшего оборудования, технологий и организационных структур. При этом особое значение приобретают знания и умение эффективно управлять финансами. Для этого необходимо владеть современными методами экономического анализа, быть знатоком рынков кредитных ресурсов и ценных бумаг.
Естественно, научить этому сложно. Аналитические способности, профессиональные навыки формируются и развиваются в процессе практической деятельности. Поэтому определенное конкурентное преимущество перед выпускниками очной формы обучения имеют специалисты, получающие второе высшее образование.
По данным ВЦИОМ
Это подтверждает Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы. В этом документе отмечается, что непрерывное образование взрослых создает условия постоянного карьерного и личностного роста в течение всей жизни.
Потребность во втором образовании в течение ряда лет не снижается, о чем свидетельствуют цифры набора. Студенты приходят получить профессиональную подготовку, уже имея опыт работы по специальности. Это позволяет им избежать разочарования в выбранной специальности и неадекватной самооценки своих профессиональных качеств. У них уже есть некоторый опыт работы, а требуемые знания и необходимую профессиональную компетенцию они могут получить в стенах вуза.