Кому как, а для Правительства год опять начинается с нервотрепки — с первых дней января инфляция показывает прыть, грозя вылиться в 2,2% прибавки за месяц, что почти равно «достижению» прошлого года (2,4%).
Можно, конечно, утешаться мыслью, что декабрь и январь — месяцы инфляционные по сути, поскольку, как водится, народ в это время активно давит на потребительский рынок праздничными расходами, а потом темпы роста цен начинают утихать. К примеру, в январе
Увы, в том-то и причина министерской кручины, что стартуют цены в начале года почти с одинаковой резвостью, а планку, ограничивающую их полет, каждый год устанавливают все ниже, то есть усилий по удержанию инфляции надо тратить все больше. В начале минувшего года, если припомнить, Правительству хотелось получить показатель по инфляции 8,5%, за год же еле-еле уложились в 9%. Да и то уж больно подозрительно Росстат «обрезал» эту цифру, не дождавшись окончания года — 29 декабря (см. «ЭЖ» № 01 за
Главный спрос известно с кого. И глава Минфина еще в конце декабря пытался огорчить Правительство наметившейся проблемой. В средине же января, когда цены явно свернули на плохую дорожку, он поторопился направить премьеру анализ положения дел и, главное, с предложением мер по обузданию инфляции. Коих оказалось три, и все хорошие. Правда, насчет реализации…
Михаил Ефимович от лица Кабинета, конечно, может побожиться, что вовсе и не держит в голове затею вздувать расходы сверх заложенных в годовой бюджет страны. Однако практика показывает, что жизнь сильнее любых крепких слов и клятв. Особенно в годы всенародных волеизъявлений, обилия грандиозных планов и денег. Тем более если запросы граждан услышит Президент.
Здраво звучит и предложение, чтобы «Газпром» своими сверхдоходами от экспорта погашал свой же, мягко говоря неслабый, внешний долг. Но есть ведь еще суперкапиталоемкие проекты по освоению новых месторождений, обязательства по обогреву страны и еще полмира…
Пожалуй, куда реалистичнее выглядит третье предложение — увеличить сроки выпуска и объемы размещения некоторых инструментов Центробанка.
Короче, с реальными возможностями приструнить инфляцию по-прежнему негусто. Но и ждать у моря погоды, оказывается, тоже занятие неглупое. Тепловые аномалии нынешней зимы опустили мировые цены на нефть в район 51 долл. за баррель, и международные финансисты рекомендуют ориентироваться на этот уровень весь год. Так что можно надеяться, что нефтедолларовый фактор раскрутки инфляции явит в этом году заметную скромность.
Кстати, дополнительным эффектом от удешевления нефти на зарубежных рынках должно бы стать заметное снижение цен на нефтепродукты внутри страны. Во всяком случае нефтедобытчики каждый раз рост внутренних цен объясняли улучшением мировой конъюнктуры — таковы, мол, безжалостные законы рынка. Однако замечено, что отыгрывать назад у нас цены на горючку как-то не любят, упорствуют перед законами, а в посевную и уборку вообще на них плюют. Возможно, озабоченным министрам стоит до весенней страды «перетереть» с нефтяными авторитетами законы нашего рынка, а не как обычно…
Может быть, притормозить инфляцию позволит вступающая в силу с июля обязанность банков рассказывать гражданам о реальных процентах по кредитам, что должно несколько остудить потребительский пыл. Хотя это может не лучшим образом сказаться на других макропоказателях — торговля ведь у нас один из локомотивов экономического роста.
Может да если… Очевидно, что вписаться в 8% инфляции будет куда как трудно. А стоит ли так убиваться по каждой десятой доле? Ну вымучили 9% за прошлый год, и где она, благодарность граждан? Недавно Левада-Центр выяснял у россиян, на сколько процентов в среднем выросли цены на продукты, вещи и услуги, в которых они или их семьи нуждаются. В среднем-то на 25%, ответили они.
Ну народ! И за что ему только государство доходы повышает?..