К чиновникам приставить декабристов

| статьи | печать
К чиновникам приставить декабристов

Реформа системы госуправления в России, которая явно буксовала последнее время, может вступить в новую стадию. Экспертное сообщество предлагает внедрить сквозную систему планирования и оценки полученных результатов для всех этажей власти. Но, чтобы такое детище власти и науки не стало мертворожденным, необходимо самое активное участие всех институтов гражданского общества.

 

Существовавшая в нашей стране в советский период система государственного управления отличалась чрезмерной громоздкостью и консерватизмом. Но она обладала одним преимуществом — это была целостная система, включавшая постановку целей и планирование, организацию и финансирование их выполнения, контроль и оценку реализации поставленных задач.

В ходе хаотичных реформ 90-х годов она была почти полностью разрушена, причем зачастую согласно пословице вместе с водой выплескивали и ребенка. Многие крупные промахи тех лет, такие как уничтожение системы среднего профобразования, мы болезненно ощущаем до сих пор.

Горький опыт, сын ошибок глупых, и экономический рост начала 2000-х годов позволили поставить вопрос о внедрении современной системы госуправления по результатам, учитывающей особенности рыночной экономики.

Эта идея легла в основу трех важнейших государственных реформ — административной, бюджетной и госслужбы. К сожалению, сегодня многие эксперты отмечают, что внедрение системы управления по результатам в нашей стране зашло в тупик.

По словам руководителя Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаила Дмитриева, любые попытки действительно увязать управление по результатам с выделением ресурсов (прежде всего бюджетных, не говоря уже об имущественных) наталкиваются на неготовность финансовых органов идти на изменение механизмов принятия решений. Сейчас большинство госслужащих воспринимают управление по результатам как виртуальную систему, весьма далекую от реалий жизни.

Ее внедрение буксует по вполне понятным причинам. В очередной раз просвещенные чиновники начинают реформировать систему работы чиновников. Ну а поскольку новых декабристов в их рядах явно не наблюдается, то и менять что-либо в привычных формах работы особенно никому не хочется.

От очень многих трудностей в своей работе чиновники избавляются уже на стадии постановки стратегических целей.

Например, в Среднесрочной программе социально-экономического развития нет четких и ясных показателей, на выполнение которых должны ориентироваться органы власти всех уровней.

Между тем эти параметры давно известны в международной практике. Например, ООН оценивает социальное развитие государств по продолжительности жизни граждан и качественным характеристикам. В российских условиях сюда нужно добавить конкретные цифры по увеличению численности населения.

Не лучше пока обстоят дела и на стадии организации выполнения поставленных целей. Уж сколько времени Глава государства призывает Правительство заняться диверсификацией экономики, а итоги 2006 г. в очередной раз показали, что качество экономического роста продолжает ухудшаться: вместо запланированных 4,7% роста промпроизводства получили 3,9. Причем отвечать за срыв на этот раз четко и ясно поставленных целей никто не собирается.

Чтобы преодолеть кризисную ситуацию, эксперты ряда научных организаций — ЦСР, Высшей школы экономики, Центра экономического и финансового консалтинга и ряда других — разработали «дорожную карту» внедрения системы госуправления по результатам на ближайшие годы (более подробно — на стр. 4).

Она предусматривает введение комплексной автоматизированной системы социально-экономического и бюджетного планирования, которая пронижет все этажи и эшелоны власти.

Кроме того, «дорожная карта» предполагает формирование системы управленческой отчетности и оценки достигнутых госорганами результатов с выходом на размер поощрения (наказания) служащих. Своего рода петровская Табель о рангах на современный манер (см. стр. 36).

Отрадно, что чиновники и научные центры пытаются создать целостную систему госуправления. Но она сможет реально заработать только при участии законодателей и, что особенно важно, Общественной палаты и других институтов гражданского общества.

Именно они должны принимать самое активное участие в диалоге с госорганами при выработке целей и планов, а также контроле их выполнения. Причем особая роль должна принадлежать бизнес-сообществу.

Процедуры привлечения институтов гражданского общества в работу системы госуправления желательно прописать законодательно. Иначе исполнительная власть, как это не раз бывало в истории нашей страны, замкнется на свои интересы. А мы получим систему, ориентированную на нужный чиновникам результат, и громкие красивые слова вместо конкретных дел.