Ряду работников нашей организации на основании трудового договора выплачивается заработная плата ниже прожиточного минимума, установленного законом нашего субъекта Федерации. Вправе ли налоговый орган на таком основании пересчитать НДФЛ и ЕСН по этим работникам исходя из размера прожиточного минимума? Применяется ли налоговая ответственность за рассчитанную таким методом недоимку?
Согласно ст. 133 ТК РФ работодатель обязан выплачивать работникам, выполняющим трудовые обязанности и норму рабочего времени, заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). При этом МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со ст. 421 ТК РФ механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, должен устанавливаться федеральным законом. Такой федеральный закон на сегодня отсутствует.
МРОТ, установленный ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности (ст. 3 Закона № 82-ФЗ). На сегодня он составляет 1100 руб. (ст. 2 Закона от 29.12.2004 № 198-ФЗ).
Статьей 2 Закона № 82-ФЗ установлено право субъектов РФ (за исключением дотационных) при соблюдении определенных условий устанавливать в своих законах более высокий МРОТ, чем федеральный. Это обстоятельство подчеркнул Конституционный Суд РФ в своем Определении от 18.03.2004 № 149-О, отвечая на запрос Московской городской Думы. Московские парламентарии просили КС РФ подтвердить конституционность Закона г. Москвы от 07.12.2001 «О городском минимуме оплаты труда» в части компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации устанавливать более высокий уровень прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным регулированием, а именно «порядок определения городского минимума оплаты труда с целью его поэтапного увеличения».
Заметим, что в размер федерального МРОТ не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ст. 129 ТК РФ). Заработная плата квалифицированных работников (ее индексация) определяется работодателем в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 134 ТК РФ).
Вопрос о нарушении работодателем трудового законодательства в случае несоответствия уровня заработной платы отдельных работников прожиточному минимуму, установленному законодательством субъекта РФ, на сегодня является достаточно спорным. В любом случае налоговая ответственность за нарушение трудового законодательства не применяется.
Право контролеров доначислять налоги расчетным путем установлено подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ. При этом контролеры могут использовать имеющуюся у них информацию о налогоплательщике, а также данные об иных аналогичных налогоплательщиках. Однако в указанном подпункте установлен ограниченный перечень оснований, по которым налоговый орган вправе использовать расчетный метод определения налогов. К ним относятся:
· отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;
· непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;
· отсутствие учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения;
· ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Таким образом, если выплаченная работникам заработная плата соответствует сумме, указанной в трудовых договорах, а документы по начислению налогов оформлены надлежащим образом, то никакое сопоставление заработной платы с размерами регионального прожиточного минимума не является основанием для применения к налогоплательщику положений подп. 7 п. 1 ст.31 НК РФ (расчетного метода).
Аналогичного мнения придерживаются окружные суды (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2006 № А26-9812/2005, ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2005 № Ф03-А73/05-2/3219).
Что касается поправок, внесенных в ст. 31 НК РФ Законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ и вступивших в силу с 1 января 2007 года, то по вопросу применения расчетного метода они носят исключительно технический характер. Иными словами, ограниченный перечень оснований для применения налоговым органом расчетного метода исчисления налогов не претерпел существенных изменений.